logo search
ТамК_комм_Азарова_2004

Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров

Статья 393. Основания приостановления выпуска товаров

1. Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель). Предусмотренные настоящей главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

2. Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 393

Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена отдельная глава ТК РФ. В п. 1 комментируемой статьи установлено, что таможенные органы в порядке, предусмотренном гл. 38 ТК РФ, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель). Наделение таможенных органов правом приостанавливать выпуск товаров в связи с обращением правообладателя отвечает нормам международного законодательства, в том числе Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование товарного знака) КоАП РФ, а также принимать решение об изъятии или наложении ареста на товары и транспортные средства, признанные предметами указанных административных правонарушений, и тем самым приостанавливать выпуск этих товаров. Принятие таможенными органами мер по приостановлению выпуска товаров на основании заявления правообладателя в порядке, предусмотренном гл. 38 ТК РФ, не связано с применением административных процедур и направлено в первую очередь на содействие правообладателю в защите его прав и законных интересов. Правообладатель, подав соответствующее заявление в порядке, предусмотренном ст. 394 ТК РФ, получает возможность отслеживать с помощью таможенных органов перемещение через таможенную границу РФ предполагаемой контрафактной продукции.

Правовой охране в соответствии с законодательством РФ подлежат следующие объекты интеллектуальной собственности:

товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товаров (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <*>);

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.

объекты авторского права (Законы РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" <*>, от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <**>, от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <***>);

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

<**> Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.

<***> Там же. Ст. 2328.

объекты смежных прав (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах");

изобретения, полезные модели, промышленные образцы (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 <*>).

--------------------------------

<*> Там же. Ст. 2319.

Обладатели исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец не входят в перечень лиц, на основании заявления которых таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 48 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" контрафактными являются экземпляры произведений и фонограмм, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав; контрафактными являются также экземпляры произведений и фонограмм, охраняемых в Российской Федерации в соответствии с указанным Законом, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. Согласно Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или наименования мест происхождения товаров или сходное с ними до степени смешения обозначение.

Правообладатель, у которого есть основания полагать, что может иметь место перемещение через таможенную границу контрафактных товаров, вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска этих товаров. Такое заявление, поданное в соответствии со ст. 394 ТК РФ, является основанием принятия таможенными органами мер по приостановлению выпуска товаров, подпадающих под описание, данное правообладателем в заявлении.

Таможенные органы, принимая меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не подтверждают своими действиями предположения правообладателя о контрафактности товаров. Признать товары таковыми вправе только суд. На основании заявления правообладателя таможенные органы принимают превентивные меры с целью обеспечения защиты правообладателем своих законных интересов в суде.

В п. 1 комментируемой статьи установлено, что предусмотренные гл. 38 ТК РФ меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Это означает, что таможенные органы принимают указанные меры только в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (см. комментарий к ст. 360 ТК РФ).

Независимо от того, прибегает ли правообладатель к указанным мерам, у него сохраняется право использовать иные средства защиты своих прав в соответствии с законодательством РФ.

Статья 394. Подача заявления правообладателем и порядок его рассмотрения

1. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

2. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:

о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, - также о представителе;

об объекте интеллектуальной собственности;

о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой.

К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав.

3. Порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой или об отказе в принятии таких мер.

В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.

Решение об отказе в принятии мер в соответствии с настоящей главой принимается в случае представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений, а также несоблюдения им требования, установленного пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса.

О принятом решении правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

6. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

Комментарий к статье 394

С заявлением о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, вправе обратиться правообладатель, т.е. лицо, обладающее правами в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ, либо его представитель. Заявление может быть подано в случае, когда правообладатель располагает достаточными основаниями полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав посредством перемещения предполагаемо контрафактных товаров через таможенную границу либо совершения иных незаконных в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности действий с находящимися под таможенным контролем товарами. Такое заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в заявлении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должны содержаться следующие сведения:

1) сведения о правообладателе. Представляется, что в качестве сведений о правообладателе указываются организационно-правовая форма; наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица; место нахождения и почтовый адрес; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика;

2) сведения о представителе, которые указываются в случае подачи заявления представителем. В случае подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров представителем, к такому заявлению прилагается доверенность, выданная правообладателем этому лицу;

3) сведения об объекте интеллектуальной собственности, исключительные права на который могут быть нарушены;

4) сведения о товарах, которые являются, по мнению правообладателя, контрафактными. Описание как подлинных, так и предполагаемо контрафактных товаров должно быть наиболее полным и подробным для обеспечения выявления и идентификации таможенными органами таких товаров. В этих целях правообладатель вправе приложить к заявлению образцы как оригинальных, так и обладающих признаками контрафактности товаров;

5) сведения о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с гл. 38 ТК РФ. Здесь указывается срок, в течение которого правообладателю понадобится содействие таможенных органов в обнаружении предполагаемо контрафактной продукции.

Дополнительно к заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на данный объект интеллектуальной собственности. Такими документами могут быть свидетельство, договор (авторский, лицензионный), а также другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объект интеллектуальной собственности.

В п. 3 комментируемой статьи установлено, что порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Такой порядок должен быть разработан на основе положений ТК РФ и в соответствии с законодательством РФ.

В п. 4 комментируемой статьи установлено, что к заявлению прилагается письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров. Обеспечение правообладателем такого обязательства в соответствии с требованиями п. 2 ст. 395 ТК РФ призвано служить гарантией того, что в случае нанесения указанным лицам имущественного вреда посредством приостановления выпуска товаров такой вред будет возмещен.

Срок, установленный для рассмотрения заявления о приостановлении выпуска товаров федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, составляет один месяц. Его исчисление начинается со дня поступления заявления. Этот срок в целях обеспечения проверки достоверности представленных сведений может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, до двух месяцев. В течение этого срока федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать документы, подтверждающие заявленные сведения, у третьих лиц, а также у государственных органов, которые обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.

По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан принять решение о принятии мер в соответствии с гл. 38 ТК РФ либо об отказе в принятии таких мер. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе отказать правообладателю в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, в следующих случаях:

правообладатель (его представитель) представил недостоверные сведения;

правообладателем (его представителем) не соблюдены требования п. 2 ст. 395 ТК РФ, согласно которому правообладатель должен либо обеспечить обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу названных лиц.

О принятом решении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, уведомляет правообладателя (его представителя) в письменной форме в течение трех дней со дня принятия решения.

В п. 6 комментируемой статьи установлена обязанность правообладателя (его представителя) незамедлительно сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, об изменении сведений, указанных в заявлении или в прилагаемых к нему документах. Такая обязанность сохраняется за правообладателем не только на время рассмотрения заявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, но и впоследствии, на протяжении всего времени, когда таможенные органы на основании принятого заявления будут принимать соответствующие меры.

Статья 395. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

1. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее в настоящей главе - реестр). За включение в реестр плата не взимается.

Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом указанным органом.

2. Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей.

3. Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

по желанию правообладателя (его представителя);

при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;

если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров (статья 397) не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.

Комментарий к статье 395

В комментируемой статье закреплена обязанность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, осуществлять ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее в комментируемой статье - реестр) в порядке, определяемом этим органом. В указанный реестр вносятся сведения обо всех объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, на основе заявления правообладателя принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Включение объекта интеллектуальной собственности в реестр осуществляется бесплатно.

Условием внесения в реестр сведений об объекте интеллектуальной собственности является обеспечение правообладателем исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен в связи с приостановлением выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ. Обеспечение указанного обязательства правообладатель может осуществлять способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, в том числе гл. 23 ГК РФ. Вместо обеспечения обязательства указанными способами правообладатель вправе представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу вышеназванных лиц. Минимальный размер как суммы обеспечения обязательства, так и страховой суммы составляет 500 тыс. руб.

Несоблюдение правообладателем условия об обеспечении исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен в связи с приостановлением выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, влечет за собой, во-первых, отказ в принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и, во-вторых, исключение объекта интеллектуальной собственности из реестра. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи объекты интеллектуальной собственности подлежат исключению из реестра и в случае волеизъявления правообладателя (его представителя), в случае истечения срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности (см. комментарий к ст. 396 ТК РФ), а также в случае, если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился за защитой своих прав в уполномоченный в соответствии с законодательством РФ орган (см. комментарий к ст. 397 ТК РФ).

Пункт 4 комментируемой статьи определяет обязанность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, публиковать в своих официальных изданиях перечень объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр (см. комментарий к ст. 24 ТК РФ).

Статья 396. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя (его представителя), но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 394 и пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

Комментарий к статье 396

В соответствии со ст. 394 ТК РФ правообладатель в своем заявлении указывает срок, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с данной главой. На основании этого заявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливается срок, в течение которого таможенные органы должны будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. Установленный срок не может превышать пяти лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. На основании заявления правообладателя (его представителя) этот срок может быть продлен. Условием продления срока является соблюдение правообладателем (его представителем) требований ст. 394 и п. 2 ст. 395 ТК РФ.

Установленный срок также не может превышать срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, который зависит от вида этого объекта. Сроки правовой охраны и порядок их исчисления в отношении различных объектов интеллектуальной собственности регулируются законами РФ "Об авторском праве и смежных правах", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране топологий интегральных микросхем".

Статья 397. Приостановление выпуска товаров

1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.

Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

2. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

3. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Комментарий к статье 397

Таможенные органы принимают меры по выявлению товаров, которые указаны правообладателем (его представителем) в заявлении как контрафактные. В случае выявления таможенным органом во время осуществления таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров данный орган приостанавливает их выпуск на 10 рабочих дней.

Решение о приостановлении выпуска товаров принимает в письменной форме начальник таможенного органа или лицо, его замещающее. Не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров таможенный орган обязан уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о факте приостановления выпуска товаров. Таможенный орган сообщает причины такого приостановления и его сроки. Причиной приостановления выпуска товаров является выявление таможенным органом у данных товаров признаков, указанных правообладателем (его представителем) в своем заявлении в качестве сведений о товарах, являющихся, по его мнению, контрафактными. Срок устанавливается таможенным органом из расчета 10 рабочих дней начиная со дня, когда были выявлены указанные признаки. В случае обращения правообладателя (его представителя) за защитой своих прав в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней. С этой целью правообладатель (его представитель) подает в таможенный орган мотивированный письменный запрос, в котором подтверждает факт обращения за защитой своих прав в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ судебные органы. Начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, принимает решение в письменной форме о продлении срока приостановления выпуска товаров.

Помимо причин и срока приостановления выпуска товаров таможенный орган сообщает декларанту информацию о правообладателе (его представителе), на основании заявления которого приостановлен выпуск товаров, указывает его наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес, а правообладателю, соответственно, предоставляет аналогичные сведения о декларанте.

В п. 3 комментируемой статьи закреплено положение об ответственности правообладателя перед декларантом, собственником, получателем товаров или лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, за причиненный имущественный вред в результате приостановления выпуска товаров на основании заявления правообладателя. Такая ответственность наступает в случае, если товары, выпуск которых был приостановлен, включая их упаковку и этикетку, не будут признаны судом контрафактными.

Статья 398. Предоставление информации. Взятие проб и образцов

1. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

2. По запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3. Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 398

В комментируемой статье определено право правообладателя и декларанта, а также их представителей брать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, осматривать, фотографировать, а также иным образом фиксировать такие товары (например, осуществлять видеозапись). Эти действия указанные лица вправе совершать с письменного разрешения таможенного органа. Порядок проведения экспертиз и исследований определен в гл. 36 ТК РФ (см. комментарий к ней).

В целях доказывания нарушения своих прав в суде правообладатель (его представитель) вправе запросить у таможенного органа дополнительную информацию. Таможенные органы обязаны предоставить такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В предоставлении информации может быть отказано, если такая информация содержит:

сведения, составляющие государственную тайну (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <*>);

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);

сведения, составляющие налоговую тайну (ст. 102 НК РФ);

сведения, составляющие банковскую тайну (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ <*>));

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

иные сведения, подлежащие правовой охране в соответствии с законодательством РФ.

Информация, предоставленная таможенным органом в соответствии с комментируемой статьей, является конфиденциальной. Правообладатель не вправе разглашать такую информацию, передавать третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 399. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров

1. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации органа не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

2. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

3. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

4. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в письменной форме. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом (глава 16).

Комментарий к статье 399

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока, указанного в ст. 397 ТК РФ, в случае, если таможенный орган в течение этого срока не получил в отношении данных товаров одного из следующих решений: об изъятии; о наложении ареста; о конфискации.

Решение об изъятии товаров или о наложении ареста на них может быть принято судьей, а также органами, уполномоченными в соответствии с КоАП РФ принимать указанные решения в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Правообладатель (его представитель) в случае обращения за защитой своих прав в суд вправе подать заявление о принятии мер по обеспечению иска (гл. 8 АПК РФ, гл. 13 ГПК РФ). Одной из таких мер является наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц.

Решение о конфискации товаров может быть принято только судом в качестве наказания за совершение административного правонарушения или уголовного преступления.

В п. 2 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень оснований для отмены решения о приостановлении выпуска товаров до истечения срока приостановления выпуска товаров. Такими основаниями являются:

обращение правообладателя (его представителя) в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

исключение объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (см. комментарий к ст. 395 ТК РФ).

В день, когда таможенному органу стало известно о наличии одного из указанных оснований, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене начальником таможенного органа, принявшего такое решение, в письменной форме, или лицом, его замещающим.

Выпуск товаров, решение о приостановлении выпуска которых было отменено, осуществляется в обычном порядке, установленном гл. 16 ТК РФ.

Статья 400. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Комментарий к статье 400

В комментируемой статье установлены ограничения по применению таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров в соответствии с данной главой. Таможенные органы не применяют указанные меры в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, если они перемещаются физическими лицами или пересылаются в международных почтовых отправлениях. Условиями неприменения к таким товарам мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, являются, во-первых, их незначительное количество и, во-вторых, случаи, когда эти товары предназначаются для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.