logo search
ПЕТРОВ

Б.) Понятие и сущность демократического государства

По политическому (государственному) режиму, т.е. по способу осуществления государственной власти Республика Беларусь в соответствии с ее Конституцией – государство демократическое. Суть этого режима раскрывается во второй, третей, четвертой и последующих статьях Конституции Республики Беларусь.

Демократия (от греческого demos – народ и crates – власть) – народовластие, такой способ организации и осуществления государственной власти, когда обеспечивается верховенство народа и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когда народ является источником власти и реализует ее непосредственно, а также через формируемые им государственные органы.

Каждая из двух категорий «народ» и «власть» составляющие понятия «народовластие» представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

Что касается народа, то с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть предполагает собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков всякого государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных органов, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию и принудительные учреждения.

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, общепризнанные права и свободы человека и гражданина, многообразие политических институтов, идеологий и мнений. В демократическом государстве существует и развивается самоуправление. Степень развития самоуправления напрямую зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления.

Осуществление власти народа предполагает существование в государстве определенного механизма властвования. В зависимости от форм волеизъявления народа обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного участия народа или каких-либо групп населения в управлении делами государства (народ обладает законодательной инициативой, участвует в референдумах по особо важным вопросам государственной и общественной жизни, в выборах представителей власти, в том числе и на местах, и т.д.).

Под представительной демократией понимается, то, что народ может свободно выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа.

Так, на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь замещается должность Президента Республики Беларусь, формируется законодательный орган – Национальное собрание Республики Беларусь, образуются органы местного самоуправления – Советы депутатов различных уровней.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможность оказывать влияние на содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. В ст.5 Конституции Республики Беларусь закреплено, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством». Для того чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура (политическая активность граждан).

Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (в позитивном смысле этого понятия).

Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в отрицательном понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности.

В демократическом государстве единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ (ст.3 Конституции). Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражение народного суверенитета. Народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил. Народ Республики Беларусь осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные государственные органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа (референдум, выборы, обсуждение проекта закона и т.д.)

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - один из важнейших признаков демократического государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Беларусь закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать соответствующие условия.

Статья 2 Конституции провозгласила, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст.4 Конституции). Этот принцип, прежде всего, исключает возможность существования в Республике Беларусь государственной или иной обязательной идеологии.

Принцип идеологического и политического многообразия (плюрализма) дает возможность оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений, взглядов и действий. Проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, общественных объединений и массовых движений. Политические партии, общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ч.3 ст.5 Конституции).

Правовое положение политических партий, общественных объединений регулируется Законами Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994г. (с изм. и доп.) и «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. (с изм. и доп.), а также другими законодательными актами.

Политический плюрализм предполагает не только возможность состоять в какой-либо политической партии, но и быть беспартийным, что гарантирует равные права граждан на участие в политическом процессе, независимо от их политической принадлежности.

Политический плюрализм не совместим с идеологическим единообразием. Он может быть реализован лишь в условиях идеологического многообразия.

К числу важнейших проявлений демократизма Республики Беларусь относится и наличие местного самоуправления как одной из форм представительной демократии.

Местным самоуправлением, включающим представительные органы, органы территориального общественного самоуправления населения, осуществляется решение вопросов местного значения.

Становление в Беларуси подлинного демократического государства потребует еще не мало времени и усилий ее народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, смогли быть в полной мере реализованы.