logo search
OTVET_GEK_2011

2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)

Процессы перестройки связаны с деятельностью генерального секретаря Горбачева, в апреле 1985 года на пленуме ЦК Горбачев изложил замысел реформ, при этом реальная, просчитанная стратегия реформ отсутствовала. Начало изменениям положила ротация партийных кадров, фактически руководивших системы ГУ. Затем начались реформы в экономике. В 1985 году был принят закон о госприемке, который увеличил систему контроля, однако эффект оказался нулевой. Далее был принят закон о госпредприятии, который наделил предприятия большой экономической самостоятельностью: они сами определяли объем зарплаты, выбирали хоз. партнеров, получили право выхода на внешние рынки.

Высшим органом госвласти стал Съезд Народных депутатов, Верховный Совет стал работать на постоянной основе, усилилось значение поста Председателя Президиума ВС. В марте 90 года на 3 съезде народных депутатов Горбачев был избран Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности. Кризис системы обострялся.

В 1991 году на первых демократических выборах Ельцин стал первым Президентом России. Он запретил деятельность политических партий в госорганах и учреждениях.

В августе 1991 года начался путч. В заявлении ГКЧП жестко и кратко обозначились: запрет деятельности структур власти, приостановка деятельности политических движений, ввод цензуры, усиление силовых структур. Итогом этих событий стал распад СССР и образование СНГ.

Управление России в период 1991-1993 годов осуществлялось на основе Конституции РСФСР с последующими изменениями. Высшим представительным и законодательным органом власти стал Съезд Народных Депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ.

Съезд вносил изменения и дополнения в Конституцию РФ, ратифицировал международные договоры, вносил изменения в национально-государственного устройства и границы, утверждал председателя Совета Министров и программы соц.-экономического развития, избирал Конституционный Суд, отменял указы Верховного Совета и Президента и др.

Полномочия Верховного Совета включали: назначение выборов народных депутатов местных советов, согласие на назначение высших должностных лиц исполнительной власти, избрание высших судебных органов, назначение Генпрокурора и Председателя ЦБ и др.

Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, что ставило его под контроль Верховного Совета.

Конфликт между Верховным Советом и Президентом был заложен в Конституции РСФСР, четко не определяющей права и обязанности обеих ветвей власти. Проблема состояла в определении перспективы российской государственности, которая могла развиваться по трем направлениям: создание президентской республики, парламентской или смешанного варианта. К осени 93 года конфликт дошел до «войны законов».

Президент Ельцин выпустил указ, который начал ломку существующего строя и вводил временное президентское правление. В результате конфликта после массовых выступлений руководство Верховного Совета было арестовано, это стало крушением Советов – оплота тоталитаризма в России..