1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Под федерализмом понимается форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы:
Формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации.
Субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Конституцией. Каждый субъект может иметь свою правовую и судебную систему.
Становление государственной системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства и тенденциями развития федеративных отношений в России.
Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.
Фактически провозглашение некоторыми республиками суверенитета и независимости началось в 1990 г. Федеративный договор, подписанный в 1992 г., закрепил статус всех территориальных образований как субъектов РФ. Республики, самостоятельно провозгласившие суверенитет, формально должны быть самостоятельными государствами, т.е. на самом деле договор был о вхождении их в состав РФ (его не подписали Чечня и Татарстан).
Современный федеративный характер российской государственности получил законодательное закрепление в Конституции 1993 г. В главе «Федеративное устройство» закрепляются основы федерализма, дается перечень наименований всех входящих в состав РФ субъектов, определяется порядок регулирования и статусов взаимоотношений между ними, конкретизируются предметы ведения РФ, совместного ведения. Субъектам федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать систему ОГВ.
Но общие конституционные принципы не отражают всей сложности федеративного устройства и многообразия федеративных отношений в России.
Особенности российского федерализма:
самое большое и многочисленное государство;
смешанный принцип построения федерации – национально-территориальное деление (республики, автономные территории) и административно - территориальное деление (края области, города федерального значения);
«матрешечная» структура федерации, когда одни субъекты входят в состав других;
асимметричность РФ, т.е. равноправные по Конституции субъекты имеют различные государственно-правовые статусы.
С 1994 г. подписываются двухсторонние договоры между республиками и РФ. В них речь шла о двух видах полномочий, предметах совместного ведения и предметах исключительного ведения.
До 1999 г. не было ни одного законодательного акта, который напрямую бы регулировал вопросы, связанные со статусом субъекта, т.е. они регулировались двухсторонними договорами. До 1995 г. они управляются централизованно через глав администраций, назначаемых из центра.
К 1999 г. разрабатываются уставы субъектов, начинают проводиться выборы Губернаторов и Глав администраций.
Таким образом, субъекты приближаются к статусу республик. К 1997 г. начинают подписываться договоры по предметам совместного ведения, а предметы исключительного ведения остаются в ведении РФ.
С 1999 г. начинается обратный процесс наступление центра. Это проявляется в том, что приостанавливается подписание двухсторонних договоров.
В 1999 г принимаются некоторые законы, которые решают вопросы между федерацией и субъектами:
1. ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочии между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ» (24. 06. 99).
Перераспределению подлежат только предметы совместного ведения, а исключительного ведения перераспределению не принадлежат. Это означает, что ранее подписанные договоры недействительны.
Разработан особый порядок разработки договора. Раньше они подписывались главой администрации, а теперь в разработке должны участвовать законодательные органы и пройти согласование в Совете Федерации.
2. Закон о внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. До этого субъекты самостоятельно регулировали внешне-экономическую деятельность по распоряжению недрами. Закон устанавливает процедуру согласования с МИДом и другими министерствами РФ.
3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов федерации» (6.10. 99). Это первый ФЗ, который напрямую регулирует вопросы государственной власти во всех субъектах федерации, вводит унифицированную систему ОГВ во всех субъектах (это признак унитаризации государства), ограничивает власть и ресурсы высших ОГВ субъектов Федерации.
Положения закона:
Высшее должностное лицо возглавляет высший орган исполнительной власти, т.е. руководит работой правительства.
Устанавливается ограничение по срокам не более, чем на 5 лет и не может избираться больше двух сроков подряд.
Происходит перераспределение полномочий между законодательной и исполнительной властью в пользу законодательной власти, устанавливается список обязательных видов деятельности, и он не может быть сужен (ратификация договоров).
Законодательный орган определяет структуру правительства.
Закон устанавливает контроль законодательных органов за деятельностью высших должностных лиц субъектов федерации.
Закон регулирует статус законодательных органов. Суть мер – усиление законодательных органов, регламентация их деятельности с целью установления единого стандарта.
В любом федеральном государстве механизм формирования ОГВ – прерогатива субъекта, а данный закон мало соответствует принципу федерализма.
В целях укрепления власти в стране Президент РФ Указом oт 13. 05. 2000г. создал 7 федеральных округов и назначил полномочных представителей, наделенных широкими полномочиями.
Изменилось формирование Совета Федерации – раньше в него входили губернаторы, сейчас они в него входить не могут, а назначают своих представителей.
Перспективы развития федеративных отношений:
1. Может быть заложено в программе Президента усиление роли федеральною законодательства.
2. Второй вариант – закрепление статуса-кво, например, вопросы, связанные со статусом.
3. Усиление власти за счет полномочных представителей. Это зависит от переданных им ресурсов (финансовым и распорядительным полномочиям).
4. В связи с формированием федеральных округов актуализировалась идея укрупнения субъектов федерации. В рамках существующего строя унификация и централизация невозможна, региональные элиты настолько укрепились, что справится с ними можно только военными силами. Таким образом, остается один вариант – некоторое унифицированное разнообразие. У этого неравенства должны быть свои границы – право, экономика и финансы (с точки зрения перераспределения бюджетных средств).
Классического федерализма в России нет и не будет. Он предполагает равенство субъектов, у всех субъектов должен быть обязательный минимальный объем власти (в РФ некоторые субъекты находятся в зависимости от федеральных властей).
На территории РФ есть и будут разные субъекты с разным статусом, что определяется экономическим и географическим положением и даже политической конъюнктурой.
Политико-правовая асимметрия дополняется экономической асимметрией, неравномерность социально-экономического положения регионов усилилась. Из 89 субъектов только 10 являются прибыльными. Характер взаимоотношений между центром и регионами определяется, в основном, объемом и порядком распределения финансовых ресурсов. Методы распределения трансфертов из федерального бюджета несовершенны. Центр пока не научился регулировать федеративные отношения с помощью существующей трансфертной схемы.
Таким образом, особенности современного государственного устройства России порождают ряд проблем, связанных с развитием и регулированием федеративных отношений, необходима дальнейшая разработка научных основ региональной стратегии и политики в рамках государственного управления.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.