6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
Основой дем. государства являются выборные органы власти, представляющие интересы народа. Исходя из этого, наличие п/о власти является обязательным на всех уровнях власти - Федерации в целом, S РФ, МО. Даже в случаях, когда в соответствии с п.6 ст. 15 131-ФЗ п/о МСУ в МО не создается, его полномочия осуществляются собраниями (сходами) граждан. п/о МСУ (думы) - это
- выборный орган ОМСУ; - представляет все население МО и принимает от его имени решения;
-обладает исключительными полномочиями на решение ВМЗ;
обладает правотв. ƒ - контролирует деят-ть всех других ОМСУ;
-коллег. орган, т.к. состоит из депутатов, изб-х на основе всеобщ. равн.и прямого изб. права при тайном голосовании, его работа носит форму совместной деятельности
Традиционно к ведению п/о власти относятся регулирующие полномочия (частично) и контрольные полномочия (также частично). Полномочия остальных видов, включая часть регулирующих и контрольных, правоприменительные и обеспечивающие полномочия относятся к текущим функциям организации власти и являются исполнительными полномочиями согласно их общепринятому определению.
Полномочия ОМСУ - предметы ведения МСУ и тот круг юр.прав и обяз-й, кот. закреплен за ОМСУ законом.
Регулируются: ст. 71, 72, 73 Конституции РФ;
п/о: ст.35 131-ФЗ, (154-фз от 1995г - уже не дейст.!)
Устав МО в части срока полномочий, основания и порядок прекращения полномочий
Законы S РФ в части наименования
П/о МО может осущ-ть полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной числ-ти депутатов. П/о состоит из депутатов, избираемых на муниц. выборах. П/о может не созд-ся, если числ-ть МО, обладающих избират. правом, составляет менее 100 чел. В этом случае полномочия п/о осуществляются сходом граждан. П/о явл-ся ЮЛ.
Исключительные полномочия:
1) принятие устава МО, внесение в него изменений, дополнений; 2) утверждение м/б и отчета о его исполнении; 3) устан-ие, изменение, отмена местных налогов и сборов в соот-ии с законодат-вом РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов, программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) опр-ие порядка упр-ия и распоряжения имущ-вом, находящимся в муниц. собст-ти; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации МУП и учреждений, об установлении тарифов на услуги муниц. предприятий и учреждений; 7) опр-ие порядка участия МО в орг-циях межмунар. сотрудничества; 8) опр-ие порядка материально-технич. и организац. обеспечения деят-ти ОМСУ; 9) к-ль за исполн-ем ОМСУ и ДЛ МСУ полномочий по решению ВМЗ.
Общие полномочия:
Иные полномочия устанавливаются фед.законами, законами S РФ, уставами МО: 1) утверждение стр-ры МА по представлению главы МА; 2) создание контрольного органа и принятие положения об организации его деятельности; 3) формирование избирательной комиссии МО; 4) внесение в ОГВ S РФ инициатив об изменении границ и преобразовании МО; 5) назначение мун. выборов и местных референдумов; 6) установление порядка составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета МО, 7) порядка исполнения и контроля исполнения бюджета МО; 8) установление порядка утверждения отчета об исполнении бюджета МО за истекший финансовый год; осуществление финансового контроля; 9) установление порядка предоставления мун. гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета МО, порядка осуществления муниципальных займов (заимствований); 10) принятие в соответствии с законодательством НПА по иным финансовым и бюджетным вопросам; иные полномочия.
Поскольку основной функцией представительного органа является правотворческая, то все его полномочия реализуются в принятии нормативных правовых актов.
Компетенции, объем прав зависит от применяемой модели управления (по ФЗ-131 4 осн. модели):
«Сильный совет - слабый мэр»: мэр избирается из состава п/о; ограничение прав мэра по координации и контролю деятельности ИОВ. Мэр выполняет представительские функции и оперативное управление. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах, а также в отношении назначения на должность.
«Слабый совет – сильный мэр»: мэр избирается населением и как правило возглавляет местную администрацию, обладает значительными полномочиями по решению вопросов местного значения, обладает правом отлагательного вето на решения п/о. Практически мэр в системе отношений с мун. советом является более сильной фигурой. В результате мун. п/о крайне редко претендует на проведение политики независимо от мэра.
- Наиболее распространена. Прямое избрание мэра населением явл. высшей формой легитимации его в должности и способом развития дем. традиций, формирования у граждан ответ. отношения к выборам.
«Совет - управляющий»: управляющий нанимается местным п/о, на условиях конкурса и контракта, возглавляет МА. Управляющий – политически нейтральная фигура, профессионал; + попытка преодоления коррупции и чрезмерных полномочий главы МО;– невозможность влиять на действия управляющего со стороны населения.
«Сход граждан»: в поселениях с численность жителей не более 100 члк., обладающих избирательным правом, не целесообразно создавать представительный орган, все местные вопросы решаются гражданами на сходе.
комбинированные варианты: управляющий подчиняется мэру, а не п/о. Население получает возможность влиять на политику, проводимую на территории МО. Кроме того, возможна модель, когда глава МО избирается из числа депутатов п/о МСУ, председательствует в нем и возглавляет МА (в МО с численностью менее 1000 человек). В Уставе каждого МО может быть предусмотрена система ОМС, которая наилучшим образом отвечает местным условиям и потребностям местного населения.
Без конкретного определения объема полномочий, за который должен отвечать каждый вид органов местного самоуправления, эффективное осуществление муниципальной власти невозможно. Поэтому разграничение полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления является одним из значимых направлений развития МСУ в РФ:
позволяет оптимизировать ƒƒ, осуществляемые различными ОМС, не допускает сосредоточения всей власти в каком-либо одном органе, что, в свою очередь, позволяет органам власти эффективно реализовывать свои полномочия, наиболее полно учитывая интересы населения.
Кроме этого, разграничение комп-ии между ОМС в полной мере позволит распр-ть на мун. уровень публ. власти принцип разделения властей, на кот., согласно ст. 10 КРФ, основано осуществление только гос. власти.
Реализация указанного принципа обеспечивается нормативным установлением баланса полномочий различных ветвей власти и осуществляющих ее органов.
К сожалению, ни К РФ, ни Фед.Закон 2003 г. не распространяют напрямую принцип разделения властей на уровень МСУ, что нередко приводит к необоснов. действиям как пред., так и исп.-расп. органов мун. власти, при кот. фактически отсутствуют закрепленные законом цивил. процедуры разрешения возникающих при этом разногласий.
Так как многие фед. законы содержат положения, устанавливающие определенный объем компетенции ОМС в той или иной сфере правоотношений, возникает проблема отнесения этих полномочий к компетенции предст. либо исп.-расп. органов. Данная проблема связана с тем, что в настоящий момент еще не разработан четкий критерий разграничения компетенции между разл-ми ОМС с учетом их особенностей, позволяющих наиболее эффективно решать те или иные вопросы.
Федеральный закон 1995 г. вообще не устанавливал разграничения компетенции между ОМС. Более того, не предусматривалось обязательности создания исп.-расп. органа, Закон устанавливал обязательность создания только п/о МСУ (ст. 14, 15).
+ Закона 2003 г., в кот. закреплен ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между предст. ОМС и исп.-расп. органом.
1) Законом 2003 г. предусмотрены в качестве обязательных ОМС и п/о, и исп.-расп. ОМС - местная администрация, наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями (ст. 34).
2) дано начало разграничению представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона 2003 г. закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председателя п/о МО и полномочий главы МА. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Закона 2003 г. установлен запрет на совмещение полномочий мун. служащих и депутатов п/о МСУ.
3) Баланс полномочий обеспечивается и правом главы МО, являющегося главой МА, отклонить НПА, принятый п/о МО (право вето), и возможностью п/о преодолеть вето главы квалифицированным большинством голосов, равным не менее чем две трети от устан. числ-ти депутатов (ч. 13 ст. 35 Закона 2003 г.).
4) В качестве элемента ССП имеет опр. значение роль п/о в формировании исп.-расп. ОМС: условия контракта для главы МА, порядок проведения конкурса, число членов конк. комиссии утверждаются п/о МО, сами члены конк. комиссии назначаются также п/о. Кроме этого, п/о утверждается стр-ра МА (ст. 37 Закона 2003 г.).
- Закона 2003 г., нет полного разграничения компетенции п/о и исп.-расп. ОМС, определяющая роль при этом отводится уставу МО, в котором, согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 данного Закона, и должен быть закреплен конкретный объем полномочий каждого ОМС конкретного МО.
Тем не менее не во всех уставах МО четко закреплен критерий разграничения компетенции между предст. и исп.-расп. ОМС, который бы в полной мере обеспечивал реализацию принципа разделения властей. → "пересечение компетенций". причина неясность фед.законодательства= отсутствие в Законе 2003 г. ед. универс. критерия разграничения компетенции между предст. и исп.-расп. ОМС.
Без универсального критерия вообще теряет смысл всякое разграничение, которое становится просто механическим разделением, не привносящим в организацию деятельности ОМС никакой упорядоченности.
Данный критерий должен быть определен в Законе 2003 г. именно по функциональному признаку: представительная власть формулирует общие правила по ВМЗ, обязательные для исполнения на территории МО, а исп.-расп.- обеспечивает их проведение в жизнь.
Так будет в полной мере обеспечен баланс полномочий, норм. взаимодействие и сотрудничество всех ветвей мун. уровня публ. власти, что положительно отразится на результатах совмес. деят-ти ОМС каждого МО.
Билет №7
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.