2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
70 – 80-е гг. в СССР – пик застоя (политический, экономический, социальный, а также и в организации государственного и местного управления). 7 октября 1977г. Верховный Совет СССР утвердил основной закон – Конституцию СССР. Среди 9 разделов третьей по счету Конституции СССР содержались определенные новации. Тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961г., был не более чем декларацией, хотя Конституция закрепляла новые формы демократии, референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС, в ст. 6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС. Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел 4 определял структуру и компетенцию ОГВ и управления в союзных республиках. Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978г. Верховный Совет принял закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус правительства как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного управления. На основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов. В 1979г. были приняты законы о Верховном Суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979г. был принят закон о структуре и компетенции народного контроля. На практике высшие органы власти не контролировали правительство, важнейшие решения принимались без их ведома.
Полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965г. до 160 к 1985г., общая численность управленцев составила 18 миллионов человек (1,6 млн. работала в высших и средних звеньях министерств, 11,5 млн. – в аппарате предприятий и организаций, 3,5 млн. – технический и обслуживающий персонал). На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10% государственного бюджета. Ситуация в СССР к середине 80-х годов подсказывала наиболее приемлемый для номенклатуры эволюционный мирный путь, который обеспечивал контроль системы управления, правда, в иных формах и самое главное не путем сохранения, а путем расхищения национальных богатств для приумножения личного благосостояния.
Система управления СССР в период застоя (1964-198 гг.).
Определенные изменения в деятельности ВС СССР произошли на сессии 7 созыва. В частности, нормы представительства в Совет Национальностей от союзных республик увеличились с 25 до 32 депутатов. В Совете Союза и Совете Национальностей с августа 1966г. при каждой палате было создано по 10 комиссий. В декабре 1968г. созданы постоянные комиссии палат ВС по делам молодежи. Положение от 12 октября 1967г. о постоянных комиссиях обеих палат определяло порядок их образования, права и обязанности.
К концу 1964г. в стране насчитывалось 47 совнархозов и 19 крупных совнархозов, охватывающих все союзные республики. Практика показывала, что система управления промышленностью через совнархозы исчерпала себя.
2 октября 1965г. ВС принял закон «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов ГУ», согласно которому управление промышленностью было сосредоточено в общесоюзных и союзно-республиканских министерствах, которые стали основной формой отраслевого управления.
Гос. комитеты начали функционировать по межотраслевому принципу, координируя деятельность всех министерств. Создание новой системы управления должно было базироваться на экономических методах руководства. В этой связи в 1965г. Совет Министров утвердил новое Положение о социалистическом гос. предприятии, которое должно было обеспечить сочетание централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью предприятия.
В 1966г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, однако новое название не отражало тех функций, которое оно выполняло. Поэтому в ноябре 1968г. оно было переименовано в МВД. В ноябре 1968г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о мерах по дальнейшему укреплению советской милиции.
В декабре 1965г. органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля. Закон СССР от 9 декабря 1965г. и Положение об органах народного контроля от 19 декабря 1968г. определили систему (Комитет народного контроля СССР – комитеты народного контроля республик – краевые, областные, окружные – городские – районные комитеты) и компетенцию контрольных органов.
7 октября 1977г. ВС СССР утвердил Основной Закон – Конституцию СССР. Среди 9 разделов третьей по счету Конституции СССР содержались определенные новации. Тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961г., был не более чем декларацией, хотя К. закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС: в ст. 6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС.
Как и прежде, структура гос. органов состояла из высших органов власти и управления. Структура, прерогатива и полномочия ВС и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978г. ВС принял Закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус Правительства, как высшего исполнительного и распорядительного ОГВ СССР.
На основе новой К. была реорганизована система правоохранительных органов: в 1979г. были приняты законы о Верховном Суде, о Прокуратуре, о гос. арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.
На практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения принимались без их ведома.
Фактически вся полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965г. до 160 к 1985г., общая численность управленцев составила 18 млн. человек. На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10 % гос. бюджета.
В период застоя достигло апогея господство номенклатуры. Ситуация в СССР к середине 80-х годов подсказывала наиболее приемлемый для номенклатуры эволюционный мирный путь, который обеспечивал контроль системы управления, правда, в иных формах и самое главное - не путем сохранения, а путем расхищения национальных богатств для приумножении личного благосостояния.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.