logo
OTVET_GEK_2011

13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширятся, поэтому должны быть созданы механизмы, которые позволят уменьшить масштабы коррупции. Абсолютная победа над коррупцией невозможна и более того, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией (за окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции), коррупцию нельзя ограничить только законодательными мерами и борьбой с ее проявлениями. Борьба с коррупцией достигнет успеха, если она будет всеохватна, комплексна, постоянна и на это будут направлены все силы власти и общества. Говоря об эффективности антикоррупционной политики следует брать во внимание то, что коррупция это не только подкуп и продажность государственных и муниципальных служащих, но и иные злоупотребления лиц, имеющих публичный статус (в том числе в государственных и муниципальных предприятиях и некоммерческих организациях), связанные с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот вопреки интересам службы.

Эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных методов, в том числе научных. Борьба с коррупцией должна базироваться на следующих принципах: 1) не должны ущемляться или ограничиваться законные 'права и свободы человека и гражданина; 2) эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями госорганов, общественных организаций и граждан государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление госполитики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, способствующих развитию коррупционных действий; 3) правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать смену с-э и политической ситуации в гос-ве; 4) главное внимание в противодействии коррупции должно уделяться проведению предупредительно-профилактических методов, основанных на анализе и прогнозировании тенденций расширения коррупционных деяний.

С целью эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее форм, нейтрализации этого явления необходимо осуществлять политические, экономические, правовые, организационно управленческие, социально-психологические меры, которые осуществлять комплексно и согласованно. К политическим мерам должен быть отнесен комплекс идеологических и массово-политических мер.

Экономические меры: полное и своевременное выполнение государством обязательств перед человеком и гражданином; обеспечение опережающих темпов роста реальных доходов населения (бедность - это одна из причин коррупции и преступности); усиление соцнаправленности бюджета; усовершенствование налоговой политики; усовершенствование методов поддержки предпринимательства и т. д.

Правовые меры: проведение правового анализа законодательства относительно механизма охраны и защиты от коррупции; выявление пробелов, противоречий между правовыми нормами.

Постоянные меры включают в себя: a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период; b) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу; c) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности; d) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан); e) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции; f) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; g) деятельность контролирующих инстанций (контрольно- ревизионных, парламентские расследования и др.); h) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов; i) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции; j) антикоррупционное просвещение и воспитание.

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И РАСХОДОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (самая вредная коррупция): эффективные формы и методы контроля:

установление максимально дифференцированной бюджетной классификации

введение механизмов финансовой прозрачности принципы составления смет и их исполнения

введение специализированных мер ответственности (персональной) в отношении ДЛ

прозрачности гос и мунзаказазов и закупок

ужесточение требований к финансовой отчетности

и т.п.