С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их соц. значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования. Муниципальных учреждений в большинстве муниципальных образований значительно больше, чем предприятий. К муниципальным относится большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры (театры, музеи, клубы, библиотеки и т.п.), здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), социальной защиты (комплексные центры социального обслуживания, приюты для детей и взрослых).
Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа. В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.
В социальной сфере в последнее время усиливается роль частного сектора в оказании отдельных видов услуг. В соответствии с Федеральным законом 2003 года представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании в этих целях некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Возможно также преобразование действующего муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию. Придание ей статуса юридического лица и повышение самостоятельности в расходовании средств должно привести к повышению качества услуг и эффективности работы, а также к экономии бюджетных средств. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в создании конкурентной среды и в этой сфере.
Однако реальная возможность АУ самостоятельно осуществлять вышеуказанные полномочия достаточно ограничена. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона основными органами АУ являются наблюдательный совет и руководитель. Что касается руководителя АУ, то он, во-первых, назначается учредителем, во-вторых, за исключением утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и выбора кредитных организаций для вклада денежных средств, руководитель не вправе самостоятельно принимать решения по важным вопросам. В-третьих (и это новизна), руководитель не входит в коллегиальный высший орган АУ - наблюдательный совет (п. 4 ст. 10 Федерального закона). В то же время функции наблюдательного совета АУ по важнейшим вопросам (за исключением совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность) носят лишь рекомендательный характер.
Таким образом, основное значение деятельности автономных учреждений предполагается как обеспечение выполнения государственных услуг посредством их имущественной автономии через «контрольные» механизмы их функционирования. Создание подобных организаций в полной мере отвечает целям повышения качества государственных функций, решения стратегических задач развития социально-культурного сектора экономики. Однако, несмотря на довольно широкое представление в Законе механизмов эффективного функционирования автономных учреждений, представляется, что в практике реализации Закона деятельность указанных юридических лиц предстоит подогнать «под рамки» действующего законодательства и существующих общественных отношений.
Таким образом, возможность осуществления АУ своих функций напрямую зависит от воли учредителя АУ, так как по большинству предусмотренных Федеральным законом полномочий окончательные решения принимает именно он. К тому же руководитель может воздействовать на деятельность АУ через наблюдательный совет, в который обязательно входят представители учредителя АУ, а общая численность государственных должностных лиц должна превышать 1/3 от общего количества членов. Хозяйственно-распорядительная и финансовая самостоятельность АУ может не компенсировать отказ государства от его финансирования, поэтому вопрос об автономии АУ можно поставить под сомнение. Последствия учреждения АУ могут повлечь за собой стремление АУ осуществлять несвойственную ему предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, может повлиять на качество предоставляемых работ и услуг. Кроме того, отсутствие государственного финансирования является нарушением гражданского законодательства, так как финансирование является атрибутом учреждений, своеобразной гарантией для вступающих с ним в правоотношения субъектов гражданского права.
Появление последних (особенно среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений) обусловлено как недостаточной информированностью их носителей, так и бурными дискуссиями, сопровождавшими разработку и принятие Федерального закона «Об автономных учреждениях» в 2005 - 2006 гг. Кроме того, практические действия по преобразованию бюджетных учреждений в автономные далеко не всегда производятся с ясным пониманием смысла этих преобразований.
Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты. Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики:
недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;
препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;
сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ;
отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).
Особенно остро эта задача встает в период экономических кризисов, а также в условиях дефицита местного бюджета.
Практика управления муниципальной собственностью в развитых странах показывает, что к категории доходных видов собственности обычно относится земля, отдельные виды муниципальных предприятий и недвижимости, муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, муниципальные ценные бумаги (облигации).
В Российской Федерации положение выглядит несколько иначе. В основном из-за социальных проблем, доставшихся нам в наследство от централизованной системы. Перекос настолько велик, что традиционно доходные во всем мире водопровод, теплоснабжение, сдача жилья внаем в России являются убыточными.
Как представляется у муниципальных властей нет другого пути, кроме как переходить на цивилизованные формы управления муниципальным хозяйством.
Совершенствование автономных учреждений (83-ФЗ)
Президент РФ 8 мая 2010 г. подписал Федеральный закон, согласно которому вносятся изменения в отдельные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Этому Закону присвоен N 83-ФЗ. Ранее мы уже писали о грядущих изменениях (комментарии были даны к законопроекту данного Закона, принятому Государственной Думой в первом чтении), уделив внимание тому, какими станут бюджетные учреждения, и рассказав о новом типе государственного (муниципального) учреждения - казенном учреждении (см. N 3, 2010, с. 59). В принятом Законе задумки в отношении этих учреждений реализованы. Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также другие нормативные акты, касающиеся АУ. Именно на них мы и остановимся. Закон N 83-ФЗ вступает в силу с 01.01.2011, за исключением положений, для которых ст. 33 указанного Закона установлены иные сроки вступления их в силу. Поправки, коснувшиеся Закона об автономных учреждениях (ст. 23 Закона N 83-ФЗ), начнут действовать с 01.01.2011. Введено ограничение на создание АУ Первая поправка коснулась определения автономного учреждения, а именно того, в каких сферах деятельности АУ могут создаваться. Как и прежде, перечень остается открытым, но появилась оговорка. Итак, АУ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Речь идет о сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (дополненный п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). Таким образом, некоммерческая организация может быть создана в форме АУ только в том случае, если она будет осуществлять деятельность в сфере, обозначенной в Законе об автономных учреждениях, а также в иных сферах, но только если в федеральном законе на это указано. Например, Градостроительным кодексом предусмотрена возможность создания АУ, осуществляющих государственную экспертизу проектной документации. Отметим, что первоначально законодатели хотели вообще убрать слова "а также в иных сферах", тем самым установив закрытый перечень сфер деятельности, в которых могли бы создаваться АУ. Что делать тем АУ, которые созданы для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных новой редакцией п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях? В соответствии с п. 14 ст. 31 Закона N 83-ФЗ такие АУ подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования данного Закона. В "Российской газете" Закон N 83-ФЗ был опубликован 12.05.2010 (N 100). В п. 15 ст. 31 Закона N 83-ФЗ указано, что принятие решения о ликвидации АУ и ее проведение осуществляются в порядке, установленном: - Правительством РФ в отношении федеральных АУ; - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных АУ; - местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных АУ. На основании п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях при ликвидации АУ требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. В случае с АУ требования кредиторов не могут быть удовлетворены за счет недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем либо приобретенного учреждением на средства, выделенные специально для этого учредителем. Данное имущество, а также имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ. Что касается реорганизации, то она, по мнению автора, может быть проведена в форме слияния или присоединения. Такая реорганизация может быть осуществлена исключительно в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества одного и того же собственника. При этом реорганизация АУ допустима только при условии, что это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования либо их права на участие в культурной жизни (п. 4 ст. 18 Закона об автономных учреждениях). Учреждениям здравоохранения дорогу! Еще один важный момент касается учреждений здравоохранения. С 01.01.2011 утратит силу п. 3 ст. 20 Закона об автономных учреждениях, согласно которому запрещено изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В связи с этим дополнен п. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях. Напомним, в данном пункте указано, что решение о создании АУ путем изменения существующего государственного или муниципального учреждения может быть принято либо по инициативе, либо с согласия последнего при условии, что такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан. К этим правам относятся права на получение бесплатного образования, на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, а также права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Следовательно, со следующего года АУ можно будет создавать на основе существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Кстати, решение о создании АУ путем изменения существующего государственного или муниципального учреждения, как и прежде, должно будет содержать сведения об имуществе, закрепленном за АУ, включая перечень объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также перечень мероприятий по созданию АУ с указанием сроков их проведения. А вот сведения об органе, наделенном полномочиями учредителя создаваемого АУ и ответственном за проведение мероприятий по созданию учреждения, надо будет приводить только в решении о создании АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения, находящегося в ведении субъекта РФ, или муниципального учреждения (обновленный п. 9, новый п. 9.1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения В рамках совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, помимо бюджетных и автономных учреждений, появляется новый тип такого учреждения - казенное. При этом как существующее бюджетное, так и казенное учреждение может быть изменено на автономное учреждение (смена типа учреждения). Возможна и обратная ситуация: АУ может стать бюджетным или казенным учреждением. При этом изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом об автономных учреждениях. Об этом сказано в новой ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях <1>, вступающей в силу с 01.10.2010. В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона об автономных учреждениях бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя АУ путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: - Правительством РФ в отношении федеральных АУ; - органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных АУ; - органом местного самоуправления в отношении муниципальных АУ. Счета АУ Со следующего года АУ сможет открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета. Данные изменения связаны с поправками, внесенными в п. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Итак, автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, вправе будут отрывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Открытие и ведение данных счетов будет осуществляться в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями АУ с территориальными органами Федерального казначейства (новый п. 3.2 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). Автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), можно будет открыть лицевые счета в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований). При этом открытие и ведение лицевых счетов будет осуществляться в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования). Учредители указанных АУ вправе (не обязаны) будут заключать соглашения об открытии им лицевых счетов в соответствующем органе (новый п. 3.1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). Кассовые операции будут проводиться территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) от имени и по поручению АУ в пределах остатка средств, поступивших учреждениям (новый п. 3.4 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). Документы, открытость и доступность которых обеспечивает АУ В Законе об автономных учреждениях список таких документов приведен в п. 13 ст. 2. Со следующего года из него исключается аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности (пп. 9). Кстати, сейчас данное положение дает основание считать, что автономное учреждение подлежит обязательному аудиту вне зависимости от показателей по выручке от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и суммы активов баланса. К сведению. Годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту в случае, если объем ее выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, составляет более 20 млн руб. (пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности Кроме того, помимо документов, перечисленных в п. 13 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, АУ должно будет также обеспечивать открытость и доступность: - сведений о проведенных в отношении его контрольных мероприятиях и их результатах; - государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ). Это следует из нового п. 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, который распространяется не только на казенные и бюджетные учреждения, но и на АУ. Особо ценное движимое имущество Законом N 83-ФЗ уточнен порядок определения указанного имущества. Сейчас в п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях отмечено: для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Определение особо ценного движимого имущества остается без изменений. Однако расписано, кем могут определяться виды и перечни такого имущества. Так, в отношении федеральных АУ полномочия предоставлены федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Перечень особо ценного движимого имущества такого учреждения определит федеральный государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Виды и перечень особо ценного движимого имущества АУ, созданных на базе имущества субъектов РФ (муниципального имущества), определяются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией). Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого должно будет установить Правительство РФ (новый п. 3.2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Право оперативного управления Напомним, имущество принадлежит АУ только на праве оперативного управления. Данное право относится к категории ограниченных вещных прав, является производным, зависимым от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Собственником имущества АУ признается РФ, субъект РФ или муниципальное образование. При этом права на недвижимое имущество, в том числе право оперативного управления, подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним <3>). В Законе об автономных учреждениях теперь прописано, что при передаче в оперативное управление АУ объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы (как правило, это акт о передаче) на которые были оформлены после вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть после 31.01.1998, одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления АУ осуществляется государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, если таковая ранее не проводилась. При этом основанием для государственной регистрации права оперативного управления АУ является решение о создании учреждения (новые п. п. 10, 11 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Как известно, автономное учреждение вправе выступать в роли учредителя (участника) других юридических лиц. При этом сейчас в п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях указано, что автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя. Иными словами, стать учредителем или участником АУ вправе только при наличии согласия учредителя. Со следующего года названный п. 6 будет звучать по-другому. Автономному учреждению надо будет испрашивать разрешение только на передачу недвижимого имущества, закрепленного за ним либо приобретенного АУ на средства, выделенные для этих целей учредителем, а также особо ценного движимого имущества. Остальное имущество, за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда, которые передавать запрещено, АУ вправе будет передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника вообще без согласия учредителя. В связи с этим изменилась и процедура принятия решения об участии АУ в других юридических лицах. Как и раньше, предложение руководителя АУ об этом будет рассматривать наблюдательный совет (пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). По результатам рассмотрения наблюдательный совет теперь сможет дать не рекомендации, а заключение. В свою очередь руководитель АУ после рассмотрения заключения наблюдательного совета примет окончательное решение. Сейчас решение после рассмотрения рекомендаций по понятным причинам принимает учредитель АУ (п. 2 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Задание учредителя В п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях теперь уточнено, что учредитель формирует и утверждает для АУ государственное (муниципальное) задание в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в виде субсидий (ненужное упоминание о субвенциях исключено). При этом субсидии на выполнение задания будут выделяться с учетом мероприятий, направленных на развитие АУ, определение перечня которых возложено на учредителя. В действующей редакции Закона об автономных учреждениях (п. 3 ст. 4) указано, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке (фактически эта норма не работает, поскольку порядок утверждения данных программ не установлен). В новой редакции Закона зафиксировано, что АУ не вправе отказаться от выполнения задания учредителя (новый п. 2.1 ст. 4). Также в соответствии с новым п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания допускается уменьшение объема субсидии в случае внесения соответствующих изменений в задание. Сейчас, как правило, в соглашении, заключаемом между учредителем и АУ, указывается, что размер субсидии при выполнении задания не сокращается. О наблюдательном совете Законодатели изменили состав наблюдательного совета АУ. Теперь представители государственных органов и органов местного самоуправления в его составе не должны превышать одну треть от общего числа членов. Сейчас ситуация прямо противоположная: количество указанных представителей должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ (п. 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях). Кроме того, со следующего года в отношении представителей государственных органов и органов местного самоуправления вводится еще одно ограничение: в их число должно входить не менее половины представителей органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя АУ. Как и раньше, в состав наблюдательного совета могут входить представители работников АУ. При этом руководитель АУ и его заместители не вправе становиться членами наблюдательного совета. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об автономных учреждениях руководитель АУ может участвовать в заседаниях наблюдательного совета. Согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 10 Закона об автономных учреждениях, руководитель АУ будет участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса. Как известно, полномочия члена наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно. В Закон об автономных учреждениях (п. 10 ст. 10) внесены изменения, касающиеся причин, на основании которых могут быть досрочно прекращены полномочия члена наблюдательного совета АУ, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях. Причин теперь две: - прекращение трудовых отношений; - соответствующее представление указанного государственного органа или органа местного самоуправления. Обратите внимание еще на одно новшество. Со следующего года утверждать годовую бухгалтерскую отчетность будет не руководитель АУ, а наблюдательный совет (измененный п. 2 ст. 13 Закона об автономных учреждениях). О бухгалтерской отчетности АУ Законом N 83-ФЗ (ст. 12) внесены среди прочего изменения и в Закон о бухгалтерском учете <4>. Автономные учреждения попали в число организаций, состав бухгалтерской отчетности которых определяет Минфин. На список бухгалтерской отчетности, приведенный в п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, АУ ориентироваться не будут. Напомним, в этот список входят: - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках; - приложения к нему, предусмотренные нормативными актами; - аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральным законом подлежит обязательному аудиту; - пояснительная записка. Статья 15 Закона о бухгалтерском учете, в которой установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, также претерпела изменения. Для АУ интересен п. 3 этой статьи. Сейчас этот пункт звучит так: бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки. С 01.01.2011 он будет изложен следующим образом: государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Минфином. Остальные положения ст. 15 Закона о бухгалтерском учете для АУ остаются без изменения. Во-первых, как и все остальные организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, автономные учреждения по-прежнему будут представлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, а также территориальным органам государственной статистики по месту своей регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность будет представляться в соответствии с законодательством РФ (п. 1 указанной статьи). Во-вторых, сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности остались прежними. Если иное не предусмотрено законодательством РФ, квартальная бухгалтерская отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, годовая - 90 дней по окончании года. При этом представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации утверждается в порядке, установленном учредительными документами. Изложенные требования не распространяются на бюджетные и казенные учреждения, а также общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете). Изменения в Налоговом кодексе Со следующего года автономные учреждения, так же как сейчас и бюджетные, по итогам отчетного периода (I квартал, полугодие, девять месяцев) будут уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль независимо от объемов получаемых доходов. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 286 НК РФ. Отметим, что ст. 321.1 НК РФ, в которой определены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, с 01.01.2011 утратит силу. Что касается АУ, то они попадают в перечень лиц, которые не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. То же самое касается казенных учреждений. Бюджетные учреждения не могут применять систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сейчас (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). А вот упрощенную систему налогообложения АУ, в отличие от бюджетных учреждений, к которым присоединятся и казенные (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), по-прежнему вправе применять. Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений затронуло, естественно, и автономные учреждения. "Жизнь" некоторых АУ в скором времени может закончиться, а вот бюджетные учреждения здравоохранения, наоборот, смогут смело стать АУ. При этом как существующие автономные учреждения, так и учреждения, готовящиеся стать автономными, должны учитывать поправки, внесенные в Закон об автономных учреждениях, Закон о бухгалтерском учете и Налоговый кодекс, и следить за теми, которые в скором времени должны появиться.
Билет №21
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.