logo
OTVET_GEK_2011

3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.

Недвижимость – здания, сооружения, земля и др. имущество. Т.е. имущество, перемещение которого невозможно перенести без его существенного разрушения. Функции: социальные (жилой фонд, культурные организации) и коммерческие (способствуют зарабатыванию средств).

В ФЗ №131 от 06.10.2003 (ред. 08.11.2007) четко прописано разграничение имущества между мун. образованиями (поселениями, муниципальными районами).

В собственности МО может находиться:

имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных гос. полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов МСУ, переданных им в порядке, предусмотренном ФЗ №131;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа МО;

имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам МСУ федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ устанавливает, что в мун. собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В собственность МО для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в гос. собственности, в том числе за пределами границ МО.

Проблемы, возникающие при разграничении гос. собственности на землю в ходе реализации ФЗ №101 от 17.07.2001 «О разграничении гос. собственности на землю» делятся на две группы: К первой группе относятся проблемы, возникающие в случае, когда один и тот же земельный участок в силу законодательства может быть отнесен как к собственности РФ, так и собственности субъектов РФ и МО. Например, некоторые особо охраняемые природные территории регионального значения в ряде случаев расположены в границах лесного фонда, а согласно действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях в их границах допускается наличие земельных участков, относящихся к собственности МО. В такой ситуации установление собственника указанных земельных участков затруднительно, поскольку если определять собственника по признаку отнесения к лесному фонду, то им должна быть РФ, а если по признаку отнесения к территории особо охраняемой природной территории регионального значения, то собственником должен быть субъект РФ. Если же такой земельный участок занят жилыми зданиями и объектами социально культурного назначения, то он должен относиться к собственности МО. Отсутствие в законе «О разграничении гос. собственности на землю» приоритетов отнесения земельных участков к той или иной собственности делает неизбежным разрешение вопроса в судебном порядке.       Вторая группа проблем обнаружилась в связи с применением такого критерия разграничения, как отнесение расположенного на соответствующих землях имущества к собственности РФ, субъектов РФ и МО. В частности, до сих пор не имеют собственника и являются бесхозяйными ряд гидротехнических сооружений. В отношении многих унитарных предприятий и учреждений нельзя сделать однозначный вывод об их принадлежности к федеральной собственности, либо собственности субъектов РФ. Схожие проблемы есть и с целым рядом объектов недвижимости, которые в свое время находились во владении территориальных органов, имевших двойное подчинение федеральному органу власти и администрации соответствующего субъекта РФ. Неясна судьба некоторых объектов недвижимости, приобретавшихся в свое время на средства территориальных экологических фондов, международных займов и грантов и др.

Билет № 28