logo
OTVET_GEK_2011

2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.

В 1547г. Иван IV принял титул царя и стал обладать всеми полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной и военной. Важнейшим органом гос. управления была Боярская Дума. С 1550г. все законы утверждались ею. При царе существовала Рада, куда входили приближенные к царю бояре и дворяне. Также был сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор (1549-1653), куда входили представители боярской аристократии и администрация. Собор созывался по решению царя и имел определенный состав. Окончательно сложилась система Приказов, они функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и административным аппаратом. Так, по Разрядному Приказу служилый получал оклад в зависимости от продолжительности и исправности службы. Поместный Приказ рассматривал составление всех учетных документов, выдачу жалованных грамот, тяжбы по земельным вопросам. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими войсками, Посольский – занимался чужестранными делами, Хлебный – собирал хлеб с царских пашен и т. д. Важнейшим принципом получения чинов было местничество. 1565-1572г.г. опричнина – это репрессивная политика самодержавия, средство укрепления института самодержавия, это форсированный скачок в централизацию без объективных на то причин. Страна делилась на две части: опричнину и земщину. В 16в. система кормлений стала вызывать все больше нареканий. В Судебнике 1550г. осуждалась система взяток и даже была предусмотрена группа должностных преступлений, за которые наказывали. Для повышения эффективности управления в 1539-1541г.г. была проведена губная реформа, которая охватывала посад или весь уезд. Возглавляли новые органы губные старосты, которым помогали целовальники, выбираемые тягловым населением. В 1555г. издан указ о ликвидации кормлений и введении земского самоуправления. Земства создавались в станах, волостях, городах, слободах. Во главе их избирался излюбленный голова, позже земской староста. Их обязанностью было судопроизводство и сбор податей. В городах назначались царем городские приказчики, которые исполнял обязанности своевременного военного коменданта города.

Характерной особенностью Российского абсолютизма 17 века было прекращение деятельности органов сословного представительства – Земских соборов, губных и земских старост, а также ликвидация патриаршества и превращение церкви в часть государственного аппарата. По указу 1566г. жалованные земли разрешалось менять, сдавать внаем, передавать в приданное. В 1613г. в России установилась новая правящая династия Романовых. При Алексее Михайловиче (1645 – 1676гг.) появляется новый титул – самодержец. Меняются регалии царской власти. Появляется скипетр и держава, гос. знамя, была принята новая гос. печать. Утверждается герб Российского государства в виде двуглавого орла. В управлении страной царь, прежде всего, опирался на Боярскую думу, которая занималась законотворческой деятельностью, вопросами внешней политики, контролем Приказов, назначением должностных лиц. Из состава думы выделяется Расправная палата – высший орган судопроизводств России. В 1699г. была учреждена Ближняя канцелярия. Постепенно, со второй половины 17в., теряют свое значение Земские соборы. 17 век был периодом оформления приказной системы и началом её кризиса. В 17 веке существовало от 80 до 90 приказов, в которых к концу века было 4650 человек. Царь пытался навести порядок в их работе, принимались меры к их объединению, сосредоточению власти в одних руках, но это результата не дало. Крупные приказы делились на столы, а столы на повытья. Основной фигурой приказа был дьяк, затем подьячие (старшие, средние, младшие).

Важнейшим изменением системы местного управления было создание института воевод, которые назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись приказу, ведавшему данным городом и уездом. В ведении воевод находилась охрана правопорядка, борьба и пожарами, незаконным производством спиртных напитков, остальные уголовные преступления находились в ведении губных старост. В 1669-1684г.г. губные учреждения были ликвидированы временно, в 1702г. окончательно. В1699г. из воеводского управления было изъято посадское население и передано бурмистрам. В 17в. была сделана попытка формирования укрупненных территориально-административных единиц – разрядов, объединения групп пограничных городов с уездами. В определенной степени разряды подготовили появление губерний – главного звена между центральным и уездным управлением.