logo
OTVET_GEK_2011

4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.

Контроль – это функция управления, заключ. в проверке качества упр. деят-ти посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных рез-тов и уровня, установленного решениями, нормативными документами. Позволяет не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности.

Контрольная власть как неотъемлемая часть гос. механизма призвана способствовать снижению издержек упр-ия. Органы контроля: все федеральные службы, органы прокуратуры, счетные палаты, институт уполномоченного по правам человека, избирательные органы, Центральный банк.

Эф-ть контроля зависит от выполнения контролером требований:

Эф-ть упр-я – один из пок-лей сов-ва упр-я, опр-ся путем сопоставл-я рез-тов упр-я и ресурсов, затраченных на его достиж-е. Эф-ть можно оценить путем соизмер-я прибыли и затрат, но такая оценка не всегда корректна, т.к. не всегда выраж-ся прибылью.

Эф-ть ГУ – совок-ть моделей и прмов по изуч-ю и измер-ю фактич. рез-тов гос. деят-ти или программ, кот. завершены или нах-ся в стадии реал-ции.

Критерии и оценки используют для сов-вания пр-са ПУР, с-мы отчетности и опр-я кач-ва ГУ в соотв-и с потр-тями, желаниями и ресурсами об-ва. Критерии бывают кол-ными и кач-ными.

Типы эффективности:

1) эк-кая –соотн-е ст-ти объемов предоставленных УУ (рез-тов) к ст-ти объемов затрачен. ресурсов; она отражает внутр. полож-е дел в с-ме ГУ;

2) тех-кая – соотв-е ГУ треб-м внеш. среды с уч. влияния на сост-е об-ва. Ее х-ки – опер-ть и регулярность.

На пр-ке эф-ть не явл-ся единств. критерием, сущ-вуют и др.:

1. Затратность или объем освоения бюджетных ср-в. Использ-ся активно ранее. ОГВ дейст-т в интер. об-ва, поступают рац-но, но это пост. увел-т затраты г-ва.

2. Критерий простой результативности. Хорошо р-тает в усл. кризиса. Не берут в расчет затраты, если есть рез-т – то уже хорошо.

3. Крит-й политич. уместности, т.е. соотв-т ли действия пол-кой ситуации.

Специфика госдеят-ти: наряду с фин. затратами (бюджет. ср-вами) должны учит-ся соц. затраты (потери для насел-я в рез-те деят-ти г-ва), кот. должны иметь рез-т в Д-ном эквив-те для насел-я. Поэтому минимум фин. затрат и минимум соц. затрат (он м.б. больше) надо рассм-ть отдельно. Часто соц. затраты подсчитать очень трудно.

К доп. критериям относят процедурные и фин-вые.

Процедурные крит-и предпол-т, что есть стандартные правила процедур, собл-е кот. приводит к успеху. Особ-ть проц-рных крит-ев в том, что они не свя-ны с рез-том, они хар-зуют сам пр-с, их проще установить, соблюдать и контролировать (например, документооб-т).

Фин. критерии – это правила бухотчетноти и оформл-я бухдок-тов.

Т.о., полная к-сная оценка рез-тов деят-ти ОГВ возможна на осн. критериев эф-ти, пол-кой уместности, процедурных крит-ев. При этом влияние одного из них на общую оценку различно: если макс-ная эф-ть, то мат-ная ведет к экономии ср-в на предпр-х, соц-ная – к возраст-ю затрат на соц. р-тие, если процедурный максимум – то возникают орг-ции, кот. р-тают только на себя, если максимум пол-кой уместности – то госпол-ка будет зависеть от высших ДЛ без уч. мн-я насел-я.