4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
«Бюро» в Др. Риме – грубая шерсть, кот. покрывали стол, «кратос» – власть, господство. Бюрократия – власть стола, конторы, госп-во ап-та упр-я.
Бюрократия как рационально организованное управление
Б-тия – рац-ная орг-ция ГУ, деят-ти гос. ап-та на осн . господства общеобязат. регламентируемых процедур, исполн-е кот. не зав. от того, кто именно и по отн-ю к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация рассм-ся как гарантия против возм-ти злоупотребл-й гос. чиновников. (М.Вебер).
Бюрократия как власть чиновничества
Б-крат конвертирует властный ресурс в др. виды капитала, мат. блага.
Проявления: отчуждение служащих от результатов своей деятельности, формализм, злоупотребления, избегание ответственности (16 Законов развития бюрократических структур Э.Даунса: з. растущей консервативности, з. усиливающегося окостенения и т.п.)
Реализация системы мер по преодолению бюрократизма
универсальные - необходимые в любом об-ве;
Повышение общ. и управленч. культуры масс; Введение грамот. делопр-ва, использование ЭВМ и др. средств автоматизации управленч. процессов; Упрощение процедур управления, придание им наглядности и обозримости для граждан, работников.
специфические - свойственные конкретным типам об-ва;
Открытость процессов ПУР, Сокращение гос. аппарата, Свобода доступа к социально значимой инф-ии, повышение роли обществ. организаций в сравнении с гос.
ситуативные актуальные для конкретной соц. обстановки.
Преодоление управленч. патологии господство стр-ры над ƒ, Cнятие ограничений на труд. и обществ. cамодеят-ть, развитие гос-обществ. управления, Введение состязат-ти программ кандидатов при выборах рук-лей, депутатов и делегатов, рассекречивание статистики и т. д.
Бюрократия в ГУ продолжает набирать силу (кол-во гос. служащих и объем их власти). Несмотря на существ. недостатки бюрокр. упр-я, на сегодня не создано более эффективных схем орг-ции деят-ти госаппарата. Вместе с тем, перспективы ГУ связаны с развитием некоторых тенденций, появл-ихся в недрах совр. бюрократии:
тенденции размывания социо-профессиональной замкнутости чиновничества: срастание элит (админ., политической, экономической, военной, информационной и т.д.). “Бюрократия 1го этажа” оказывается все более открытой за счет банализации гос. службы, увеличения численности служащих и “академизации” связанных с их функциями знаний: на гос. служащего низового уровня можно выучиться. Действительно замкнутой структурой (“стратой”) остается чиновничество “среднего уровня”: оно защищено от открытого демократического найма требованиями стажа (“опыта”), а от смешения с элитами - недостаточным объемом власти и большой долей исполнительских функций.
Наряду с этим происходит трансформация самих управл. отношений за счет внедрения в ГУ некоторых подходов, принятых в упр-ии частн. предприятиями: Так, набор на некоторые должности осуществляется в соотв. с личными кач-ми кандидатов, а срок полномочий ограничен сроком полном. рук-ля. Производятся попытки связать деят-ть чиновников с рез-ми их труда, как через ответственность, так и через индивид. стимулирование. Новая система отн-ий может быть внедрена далеко не везде, но она существенно сужает круг властных полномочий традиционных чиновников.
Наконец, если бюрократию нельзя устранить, ее можно сдерживать и контролировать. Эти функции выполняют выборные ОВ, суд. система и прямое участие граждан в упр-ии через деят-ть обществ. орг-ий, через СМУ. Важную ƒ обществ. контроля за деят-тью бюрокр. структур выполняют и СМИ.
Критика бюрократии (либеральные политики, школа “общественного выбора”, пресса) и развитие альтерн. схем управления (теория менеджмента) постепенно ведут к тому, что на смену бюрокр. упр-ю приходят др. способы орг-ии управл. деят-ти. Они сводятся к след. ключевым вопросам:
мотивация и стимулирование
децентрализация
эффективность
разгосударствление
гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность).
В рамках бюрократического управления действуют три основных типа стимулирования служащих: дисциплина (угроза санкций за невыполнение), карьера (возможность служебного роста) и - неявно - идеология гос. службы как особой почетной деятельности. По определению, все эти формы мотивации носят очень общий характер, индивидуализация здесь минимальна. Это во многом определяет отсутствие мотивации творческой деятельности: бюрократия основана на исполнительстве.
Многочисленные критики бюрократического управления исходят из одной общей методологической предпосылки: движущим мотивом человеческой деятельности являются индивидуальные эгоистические интересы. Эти интересы могут интерпретироваться в духе Ф.Тейлора (меньше работать, больше зарабатывать), в более оптимистичном духе А.Маслоу (иерархия потребностей), но в любом случае играют главенствующую роль. Основной - и неустранимый - недостаток бюрократии, с этой точки зрения, в том, что людям, преследующим эгоистические цели дается возможность распоряжаться общественными ресурсами и объединяться в замкнутую группу сообщников, отграниченную от других особыми знаниями/навыками и процедурами. Сторонники бюрократического управления утверждают обратное, поскольку опираются на другие посылки. С их точки зрения, эгоистические интересы могут удовлетворяться привилегиями, в то время как жесткая дисциплина и особый дух служения государственным интересам формируют привычку честной и качественной работы, которая приобретает системный характер. Главный же аргумент сторонников бюрократии - отсутствие других схем ГУ, которые могли бы обеспечить такую же эффективность и рациональность. Иными словами, если бюрократия и зло, то наименьшее.
Предлагаемые теорией менеджмента способы стимулирования как раз и стремятся стать альтернативой бюрократии. Речь идет об индивидуализации стимулирования, о решающей роли материальных факторов, о стимулировании не исполнительства, а инициативности и пр. Как ни парадоксально, собственно бюрократические методы стимулирования при этом сохраняются, но становятся более радикальными и полностью меняют смысл. Дисциплинарная ответственность должна предусматривать в качестве используемой, пусть крайней меры увольнение (а не взыскания и переводы как в классической бюрократии). Возможности карьеры должны быть связаны исключительно с личными достижениями (а не с выслугой) и при значительных достижениях карьера должна быть быстрой (а не опираться на последовательное занятие должностей). Таким образом стремление к личной выгоде будет направлено на пользу общественным делам.
Децентрализация видится критикам бюрократии одним из важнейших способов улучшить качество государственного управления. Как правило, подразумевается и децентрализация (разукрупнение) служб, и децентрализация полномочий и ответственности, и активное привлечение негосударственных структур, общественных организаций, отдельных граждан к процессу управления. К этой идее относятся такие требования как субсидиарность (все вопросы решаются на самом близком к населению уровне управления, “наверх” передается лишь то, что невозможно решить “внизу”), обязательные консультации с населением и заинтересованными группами по поводу всех сколько-нибудь важных решений, финансовая самостоятельность учреждений и организаций, максимально возможная выборность должностных лиц или конкурсное занятие должностей и т.д. Наконец, децентрализации подлежит и контроль: конечный потребитель производимых государственными органами благ и должен быть основным контролером, будь то через судебную процедуру или через возможность участия во всех этапах публично-управленческой деятельности.
Критерием успешности и адекватности этой деятельности должна стать эффективность в ее экономическом понимании, т.е. минимизация затрат при максимальном “выходе”. Однако стоит отметить, что классическое бюрократическое понимание “правильной” деятельности связано не с сокращением, а с увеличением расходов.
Разгосударствление предполагает, что многие общественно значимые функции могут более качественно и более эффективно выполняться негосударственными организациями и лицами. “Негосударственные” означает в данном случае вовсе не “муниципальные” (просто еще одна разновидность публичной власти), а либо коммерческие, либо добровольческие, некоммерческие. В первом случае неизбежно возникает проблема стоимости услуг: коммерческая организация работает на прибыль. Во втором случае - проблема профессионализма и финансовых ресурсов, а главное - отсутствие гарантий соответствия объема предоставляемых услуг объему спроса на них.
Наконец, гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность и пр.) подразумевает внедрение в государственное управление конкретных технологий, плохо совместимых с бюрократической организацией. Здесь может идти речь о многопрофильности, мобильности и переменном характере кадров государственного управления (понятию “государственная служба” в этой системе места нет), о гибких методах принятия решений, противопоставленных жестким бюрократическим (иерархия и абсолютная рациональность), об индивидуализации управленческих воздействий (в противовес господству безличных норм) и т.д.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.