logo
OTVET_GEK_2011

3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.

Приватизация – это процесс перехода имущества из государственной собственности в частную.

Согласно ФЗ «О приватизации гос. и муниц. Имущества» от 2001 года под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности МО, в собственность физических и (или) юридических лиц.

. Порядок и условия приватизации регулируются ФЗ № 178 – ФЗ, НПА ОМСУ, ГК РФ.

Согласно 131 – ФЗ все доходы, полученные от аренды и иного использования МИ в полном объеме поступают в местный бюджет. Приватизация МИ осуществляется ОМСУ самостоятельно. НПА представительного органа МО определяется:

  1. компетенция ОМСУ в сфере приватизации МС

  2. порядок планирования приватизации МС,

  3. порядок принятия решения об условиях приватизации МС.

Приватизация МС осуществляется только способами, указанными в ФЗ 178, которые построены таким образом, чтобы МИ возможно было продать по выгодной цене

Приватизация МИ: ФЗ «О приватизации»

Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

В отношении пакетов акций:

Приватизация = земельный налог x S x к x к деловой активности.

«+++»: Развивает частную инициативу, предпринимательский дух, повышает качество обслуживания, оживление рынка.

Разграничение имущества – одно из направлений реформы МСУ.

Ст.50 ФЗ-131 дает исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в мун. собственности. Однако данная норма окончательно вступает в силу в 2009 году. Для приведения имущества в соответствие с ФЗ, МО обязано передать в собственность РФ, SФ, приватизировать или перепрофилировать объекты, не указанные в ФЗ-131.

Одной из важных форм управления муниципальной собственностью является ее приватизация. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными ОМС самостоятельно, но в соответствии с ФЗ №123 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а также соответствующими законами субъектов РФ. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Но следует отметить, что приватизация менее эффективна по сравнению с передачей собственности в аренду и использованием земельного налога. Приватизация менее предпочтительна по ряду причин:

Приватизация муниципальной собственности, ее продажа, приносит только сиюминутную выгоду, обеспечивает одно, разовое поступление средств в бюджет МО. Причем эти поступления, как показывает практика, незначительны. Таким образом, основным направлением использования муниципальной собственности должна стать не приватизация, а другие направления: передача в аренду и широкое использование земельного налога. Ориентация в этом направлении дает постоянный, а не единовременный доход местному сообществу. Причем поступления в местный бюджет земельных платежей и доходов от сдачи в аренду имущества растут.

Используются след. Способы приватизации МС:

1) Преобразование МУПа в ОАО. Приватизация имущественного комплекса МУПа в случае, если размер уставного капитала превышает миним. Размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования МУПа в ОАО. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными ФЗ способами.

2) Продажа МИ на аукционе. На аукционе продается МС в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене МИ подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене, указывается шаг аукциона). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене МИ на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше. Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации МИ, но не более чем 4,5 миллиона установленных ФЗ минимальных размеров оплаты труда.

3) Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию.

4) Продажа гос. или муниципального имущества на конкурсе. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения МИ принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Предложения о цене подаются в запечатанных конвертах. Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20% начальной цены.

5) Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Акции ОАО могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Продажа акций ОАО через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций ОАО через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правит-вом РФ.

6) Продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения. Продажа МИ посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже МИ является публичной офертой. При продаже МИ посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано МИ (цена отсечения).

При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Право приобретения МИ принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

7) Продажа МИ без объявления цены. Продажа МИ без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за гос. или муниципальное имущество наибольшую цену.

В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене МИ покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

8) Внесение МИ в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. По решению ОМСУ МИ, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. При этом доля акций ОАО, находящихся в собственности МО и приобретаемых МО, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 % плюс одна акция, если иное не установлено През-том в отношении стратегических акционерных обществ. Внесение МИ, а также исключительных прав в уставные капиталы ОАО может осуществляться:

при учреждении открытых акционерных обществ;

в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

9) Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями ОАО, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций ОАО. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

На примере СО, согласно ОЗ «О программе управления гос. Собственностью СО и приватизации гос. Имущества СО на 2008 год» от 2007 г. планируется продажа на аукционе относящихся к гос. казне СО акций следующих ОАО:

1) "Экология" - 6196 обыкновенных именных акций (100 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 6196 тысяч рублей);

2) "Оборудование общепита" - 1968 обыкновенных именных акций (100 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 1968 тысяч рублей);

3) "Тавдинский хлебозавод" - 2667 обыкновенных именных акций (49 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 2,67 тысячи рублей);

4) "Ивдельский хлебозавод" - 505 обыкновенных именных акций (48,98 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 505 тысяч рублей);

5) "Машино-технологическая станция "Сухоложская" - 1456 обыкновенных именных акций (14,22 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 0,29 тысячи рублей);

6) "Федеральная фондовая корпорация" - 30000 обыкновенных именных акций (1,59 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 30 тысяч рублей).

Организацией, осуществляющей продажу гос. имущества СО, является специализированная организация по продаже гос. имущества СО - Свердловское областное гос. учреждение "Фонд имущества СО".

Предполагаемый размер доходов гос. казны СО от приватизации гос. имущества СО составит 40400 тысяч рублей, из них доходы областного бюджета - 40400 тысяч рублей. Предполагаемый размер расходов гос. казны СО, связанных с приватизацией гос. имущества СО, составит 575 тысяч рублей, из них расходы областного бюджета - 575 тысяч рублей.

Билет №23