14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
Правовой основой образования и деятельности ОГВ S РФ являются К. РФ и федеральные законы, К. (Устав) S РФ и законы S РФ.
ОГВ предназначены для управления гос-вом на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
Основные принципы по КРФ и ФЗ № 184 от 22.09.99 «Об общих принципах организации законод. (представ.) и исполн. ОГВ СРФ»:
- гос. целостность и единство системы ОГВ;
- разграничение предметов ведения и полномочий между ФОГВ и ОГВ СРФ;
- самостоятельность и независимость ОГВ СРФ, которые вне предметов федерального и совместного ведения обладают всей полнотой госвласти;
- защита прав граждан на всей территории Российской Федерации;
- разделение властей
- верховенство КРФ и законов РФ и ответственность за их нарушение
Общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ регулируются федеральным законом
№ 184-ФЗ : формирование, деятельность вышеназванных органов, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и федеральными ОГВ основываются на Конституции РФ и регулируются ФКЗ и вышеназванным законом, а также иными ФЗ, конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов РФ. Систему ОГВ субъекта составляют: законодательный (представительный) ОГВ субъекта; высший исполнительный ОГВ субъекта; иные ОГВ субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта, Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Законодательный (представительный) ОГВ субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта и учитывают исторические, национальные и иные традиции данного субъекта. Также конституцией (уставом) устанавливается: число депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта, срок полномочий данного органа (но не более 5 лет). Данный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от численного состава. Законодательный (представительный) ОГВ субъекта может быть однопалатным и двухпалатным.
В субъекте устанавливается система ОИВ во главе с высшим исполнительным лицом. Структура ИОГВ субъекта определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего ИОГВ субъекта) в соответствии с конституцией (уставом субъекта).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего ИОГВ субъекта) наделяется полномочиями по представлению Президента РФ законодательным (представительным) ОГВ субъекта в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Предложение о кандидатуре вносится Президентом. Высшее должностное лицо представляет субъект РФ в отношениях с ФОГВ, ОГВ субъектов, ОМСУ, обнародует законы, формирует высший ИОГВ субъекта, вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) ОГВ, обеспечивает координацию деятельности ОИВ субъекта с иными ОГВ субъекта, иные полномочия.
Высший ИОГВ субъекта постоянно действующий ОИВ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных НПА. Наименование, структура, порядок формирования данного органа устанавливаются уставом (конституцией) и законами субъекта РФ. Высший ОГВ субъекта обладает правами юр.лица, финансирование его осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Основные полномочия: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению соц-эконом развития субъекта, участвует в проведении госполитики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; разрабатывает проект бюджета субъекта и обеспечивает его исполнение, формирует иные ОИВ субъекта, управляет и распоряжается собственностью субъекта.
Систему ОГВ СРФ образуют: исполн. орган, законод. (представ.) орган + может быть/не быть ВДЛ – в результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации госвласти по выбору субъектов федерации:
1. Модель през-тской республики. ВДЛ самостоятельно возглавляет и формирует ответственный перед ним ВОИВ республики. Полномочия законодательных ОГВ весьма ограничены, практически лишены контрольных функций над ВОИВ, за исключением принятия бюджета; ВДЛ подписывает законы, принятые законодательным органом. Пример: Чувашская р., Бурятия, Коми, Саха (Якутия).
2. Модель смешанных (полупрез-тских) республик и большинства краев и областей. ВОИВ имеет «двойную ответственность»: перед ВДЛ СРФ и законодательным ОГВ СРФ. Законодательный ОГВ участвует в формировании правительства и обладает контрольными полномочиями по отношению к нему. ВДЛ не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Т.о. повторяется общефедеральная схема, однако ВДЛ не имеет права роспуска законодательного ОГВ. Пример: в Адыгее, Башкортостане, Карачаево-Черкесской, Мордовии, Северной Осетии-Алании, Татарстане.
3. Модель парламентских республик. ВДЛ отсутствует. ВОИВ СРФ формируется законодательным ОГВ СРФ. Примеры: Государственное Собрание Эл Курултай является высшим представительным, законодательным, контрольным и распорядительным органом власти на территории Республики Алтай. По К. Республики Марий Эл Государственное Собрание - не только высший представительный, но и постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти.
Проблема: такие различия в организации ОГВ усиливают асимметрию субъектов РФ.
Решение: построение системы ОГВ в регионах по типу федеральной.
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в S РФ осуществляют образуемые ими ОГВ. Система ОГВ устанавливается S РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных ОГВ S РФ, установленными федеральным законом. Иначе говоря, S РФ в соответствии со своими Конституциями (Уставами) и законами вправе самостоятельно определять и формировать систему своих ОГВ, устанавливать их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.
Однако эта самостоятельность S РФ имеет определенные рамки, обусловленные тем, что РФ – это единое государственное образование. Следовательно, организация государственной власти в S РФ, установление ими системы своих ОГВ должны соответствовать, во-первых, основам конституционного строя РФ, то есть основополагающим конституционным принципам народовластия, государственного суверенитета РФ, основам прав и свобод человека и гражданина, республиканской форме правления, демократической правовой государственности, разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную и другим. Во-вторых, эта деятельность S РФ должна соответствовать общим принципам организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ S РФ, которые в соответствии с Конституцией РФ устанавливаются федеральным законом. Иначе говоря, РФ имеет право принимать по данному вопросу ФЗ, а S РФ, в свою очередь, на основе и в соответствие с ним вправе самостоятельно устанавливать законодательным путем систему своих ОГВ и определять их функционирование. Однако законодательство S РФ в этой части не должно противоречить Конституции РФ и указанному ФЗ.
Императивность данного положения еще более усилена требованием, сформулированным в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, где записано, что «в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и S РФ федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) S РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ». Сюда же следует отнести возможность взаимного делегирования (передачи) своих полномочий ФОИВ и ОИВ S РФ.
ФЗ № 184 от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ОГВ S РФ» устанавливает жесткую систему организации ОГВ в субъектах.
Субъект Федерации – государственное образование в составе федерации.
В соответствии со ст.ст. 11, 77 Конституции государственная власть в S РФ осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. Система органов государственной власти в S РФ устанавливается самостоятельно на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом №184.
Общие принципы организации ОГВ S РФ:
Принцип представительного правления. Данный принцип означает, что ЗОВ S РФ избираются народом непосредственно, выражают его волю (путем выборов формируются представительные органы и Президент РФ). Этот принцип находит свое проявление и в отчетности представительных органов перед избирателями.
Принцип разделения властей предполагает, что 3, И и СВ осуществляются различными ОГВ S РФ, которые друг друга сдерживают и уравновешивают в процессе их создания и реализации своих полномочий.
Принцип единства системы государственной власти.
Принцип государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
Принципа федерализма, т.е. разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ S РФ. Суть данного принципа в том, что в вопросах формирования ОГВ РФ и ее S самостоятельны.
4. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все ОГВ S, должностные лица обязаны соблюдать К РФ, ФЗ и другие законы государства, конституции (уставы) и другие законы S РФ в процессе формирования и организации деятельности.
Представительные органы избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Представительный орган преимущественно однопалатный. Двухпалатный – Башкортостан (палата представителей и законодательная палата), Свердловская область (выборы в одну палату производятся на основе пропорционального представительства, в другую на основе мажоритарной системы относительного большинства).
Система органов исполнительной власти различных S РФ имеют различия в количестве и формах составляющих их органов.
Действуют органы исполнительной власти: - общей, - отраслевой и межотраслевой компетенции. Но их формы различны (с учётом исторических, национальных, территориальных особенностей).
В системе государственной власти S РФ выделяются:
Президенты;
главы субъектов РФ;
главы администраций субъектов РФ.
Их статус определяется в Конституции (Уставе), по-разному, но все обладают широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.
В республиках президенты являются:
Главой государства и главой исполнительной власти (Северная Осетия);
Главой государства в республике (Татарстан);
Главой государства, её исполнительной власти и Председателем Правительства (Бурятия);
Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом (Калмыкия).
Правительство (кабинет министров) республик (образуются либо представительными органами, либо Президентом, либо выборность или утверждение представительным органом глав правительств и назначение на должность других членов).
Недавно внесены поправки в ФЗ № 184 и № 67 в части порядка замещения должности главы S РФ – назначается ЗО S РФ по представлению президента с целью обеспечения единства исполнительнной власти и повышения роли и ответственности ЗО S РФ
1. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.
3. Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
6. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) планы законопроектной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации.
7. На заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лица, уполномоченные указанными руководителями.
8. На заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его председателя работники аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.