logo
OTVET_GEK_2011

3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.

Форма государственного устройства — способ террит. орг-ии гос-ва или государств, образующих союз. = внутр. деление гос-ва на состав.части — адм.-территор. единицы, автоном. политич. образ-ия или суверен. гос-ва. = правовое понятие, характеризующее закон. или конст. оформление отношений м/у центром (ВО ГВ и ГУ) и периферией (террит. ОВ и ОУ). = правовое оформлении взаимод-я м/у гос-ом и иными терр. S публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами.

Классическая теория права различает 3 ФГУ: конфедерация, федерация, унитарное государство. Практика публичного управления в ХХ в. уточняет и дополняет эту типологию:

  1. конфедерации становятся исторической, не существующей в современном мире формой гос. устройства;

  2. понятие унитарного государства существенно меняется за счет внутренней дифференциации (различий в степени централизации, наличия или отсутствия автономных территориальных образований и т.д.);

  3. федеративные государства также трансформируется, приобретая несвойственные классическим федерациям черты и становясь все более разнообразными;

  4. появляются новые формы тер. организации публичной власти, от надгосударственных образований (Европейский Союз) до регионализованных государств (государств. автономий).