18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
РФ: прямые выборы, не входит в систему исполнительной власти, полупрезидентская республика, избирается по мажоритарной системе, может распускать парламент и правительство.
США: посредствам выборщиков, возглавляет исп. власть -президент. Республика, нет прав-ва, а есть совет министров, по партийн. спискам, может распустить сенат, сенат может выразить импичмент и снять с должности
В США президент назначает высших чиновников с согласия Сената. По К США глава исполнительной власти - президент, т.е., в отличие от РФ, в США не существует премьер-министра, и президент США не имеет права распускать парламент. В РФ президент – это глава государства, а в США не существует главы государства. Отсутствие главы государства более точно соответствует принципу разделения властей.
Президент РФ - гарантом соблюдения К. Соблюдения прав и свобод граждан. Он предпринимает меры по сохранению независимости и гос. целостности РФ. В истории России было 3 президента – Б.Н.Ельцин, В.В.Путин и Д.А.Медведев. Президент обеспечивает согласование функционирования ОГВ РФ. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть выбран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. При вступлении в должность президент РФ должен произнести присягу.
Полномочия президента РФ:
· Назначать председателя правительства с согласия Государственной Думы.
· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
· Принимает решение об отставке правительства.
· Представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ.
· Представляет СФ кандидатуры на должность судей КС, кандидатуру генерального прокурора.
· По предложению председателя правительства президент назначает заместителей председателя и министров.
· Возглавляет СБ.
· Формирует администрации президента.
· Назначает высшее командование Воор. сил РФ и дипломат. представителей, имеет право представлять свою страну на межд. арене.
· Президент РФ имеет право назначать референдум, вносить законопроекты в ГД, подписывать федеральные законы, обращаться к ФС с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики.
· Президент – Верховн. Главнок-ий Воор. Силами РФ. В случае агрессии - право вводить военное положение.
· Президент имеет право предоставлять политическое убежище, осуществлять помилование преступников, награждать госнаградами.
· Президент издаёт указ, но они не должны противоречить статьям конституции.
Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает с истечением срока пребывания в должности. Президент прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Например, през. Ельцин досрочно ушёл в отставку за год до окончания своих полномочий в связи с плохим состоянием здоровья, и Путин некоторое время был ИО президента. В случае отставки президента РФ его обязанности до новых презид. выборов должен исполнять председатель прав-ва. Президент может быть отрешён от должности СФ только на основании выдвинутого ГД обвинения в гос. измене или иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда о наличии в действиях президента состава преступления и заключением КС о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов в каждой из палат ФС по инициативе не менее 1/3 голосов депутатов ГД и при наличии заключения спец. комиссии ГД. Отрешение президента от должности - для оппозиции очень трудная задача. (Лидер КПРФ Зюганов несколько раз пытался отрешить президента Ельцина от должности, но не смог набрать нужное кол-во голосов депутатов в поддержку этого предложения).
В США Президент является главой исп. власти, т. е. главой одной из ветвей верховной власти. В РФ президент наделён большими полномочиями. Президент и в РФ, и в США является гарантом соблюдения К. В США президента выбирают выборщики от каждого штата, т.е. выборы президента в США являются непрямыми. Хотя эти выборщики сегодня являются только марионетками, обязанными голосовать за кандидатов, заранее подобранных партиями. В РФ выборы президента являются прямыми, таким образом, выборы президента в РФ являются более демократическими по сравнению с выборами президента в США. В США есть должность вице-президента, а в РФ - этой должности не существует. Фактически, вице-президентом в РФ является председатель прав-ва. Вице-президент США может стать президентом в случае отстранения от должности или смерти президента до окончания срока его полномочий, например, после смерти Франклина Рузвельта его полномочия стал исполнять Трумэн. В России у през. Ельцина тоже был вице-президент Руцкой, но в 1993 г. он перешёл на сторону Верховного Совета, т.е. фактически предал президента, поэтому по К 1993 г. пост вице-президента вообще не предусмотрен. И в РФ, и в США одно и то же лицо не может занимать пост президента более 2 сроков подряд (Поправка об этом запрете в США в 1951). В К США и РФ предусмотрена процедура импичмента – отрешения президента от должности за гос. или тяжкое преступление. В РФ президента выбирают на 6 лет, а в США - на 4 г.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.