logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

5.1. Конституционные полномочия Президента рф

Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения института президентства одержала верх в период советской “перестройки”, когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства: 12 июня 1991 г. избран первый Президент России.

Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Особенностью формы правления Российской Федерации является то, что Президент РФ, будучи главой государства, не входит в систему разделения властей. По сравнению со всеми другими высшими институтами государственной власти и должностными лицами президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью.

Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласовании действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной власти. Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Анализ конституционных полномочий Президента РФ приводит к выводу, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти. Президент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей.

Официальная императивность взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку.

Взаимодействие Президента РФ с парламентом, а точнее с палатами Федерального Собрания РФ, не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты — Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 6 ст.84, ст.109, ч. 4 ст.111, ч. 3,4 ст.117). По ряду назначений должностных лиц, указанных в Конституции, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. По его представлению назначается Председатель Правительства РФ. Председатель Центрального банка — Государственной Думой; Генеральный прокурор и судьи высших федеральных судов — Советом Федерации. С комитетами Государственной Думы по международным делам и геополитике он согласовывает назначения чрезвычайных и полномочных послов РФ.

Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Он выступает на совместном заседании палат парламента с посланием о положении дел в стране, в котором дает оценку действиям всех ветвей власти, определяет основные направления государственной политики и первоочередные задачи по их практическому воплощению. Наряду с этим Президент может направлять свои послания парламенту и по отдельным проблемам. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента РФ Правительству РФ. В них он определяет текущие приоритеты в бюджетной сфере, концептуально обозначая основные параметры, которыми должно руководствоваться правительство при составлении федерального бюджета на предстоящий год.

Для постоянного взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти им назначаются представители в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционном суде РФ, а также в федеральных округах. Он может назначать своих представителей по особым поручениям, связанным, например, с выполнением его заданий во внешних делах, дипломатическими миссиями и др.