logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований

В соответствии с Федеральным Законом 2003 г. вопросы местного значения разделены между поселениями (ст.14), муниципальными районами (ст.15) и городскими округами (ст.16). Соответствующий перечень вопросов строго обязателен для того или иного вида муниципальных образований.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это:

- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

- организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда;

- создание условий для жилищного строительства;

- организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения;

- снабжение населения топливом;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- развитие массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений;

- организация освещения улиц, установление уличных указателей, и тому подобное

Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района – организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и мест захоронения. К уровню муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и так далее.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных материальных затрат на ее содержание. К ним относятся:

- организация охраны общественного порядка;

- предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время;

- организация основных видов медицинской помощи;

- организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других вопросов.

Ряд вопросов местного значения, которые имеют ключевой, неотъемлемый характер, распространяются на все муниципальные образования. Они являются общими для всех типов муниципальных образований:

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Городской округ решает вопросы местного значения и поселения, и муниципального района одновременно.

Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяются в отдельную статью закона (ст.17) и являются общими для всех типов муниципальных образований. К ним относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципальных образований;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений;

4) установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами);

5) формирование и размещение муниципального заказа;

6) проведение муниципальных выборов, референдумов, голосований;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально–экономического развития муниципальных образований, учреждение муниципальных средств массовой информации;

8) привлечение граждан к выполнению на добровольной основе общественных работ в порядке и на условиях, установленных законодательством;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и другое.

Особым предметом ведения органов местного самоуправления является осуществление отдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидиарности, эффективной является передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень. Это позволяет снижать затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов и улучшать обслуживание населения.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Контрольные вопросы к теме 21

  1. Дайте определение понятий: «предметы ведения», «полномочия», «компетенция», «вопросы местного значения».

  2. Как в Европейской Хартии местного самоуправления излагаются принципы определения сферы компетенции местного самоуправления?

  3. В чем состоит принцип субсидиарности?

  4. По каким признакам можно различать вопросы местного и государственного значения?

  5. Что является главным предметом ведения местного самоуправления?

  6. В чем состоят недостатки Федерального закона 1995 г. в определении предметов ведения и полномочий местного самоуправления и преимущества Федерального закона 2003 г.?

  7. По какому принципу в Федеральном законе 2003 г. разграничены предметы ведения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами?

  8. Целесообразна ли и почему передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

  9. Какой порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом 2003 г.?