8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
Мировая практика в отношении состава судебных органов и порядка их назначения различна. В состав судебных учреждений, кроме судей, могут входить и другие категории государственных служащих: судебные следователи, прокуроры (в тех государствах, где прокуратура не выделена в особую систему), секретари и др. В составе различных судов может быть различное количество судей.
Формирование низших судов в некоторых штатах США и коммунистических государствах происходит путем избрания населением, а высшие суды избираются соответствующими представительными органами. В некоторых странах на первый срок судьи назначаются президентом, а затем избираются парламентом. Но в большинстве государств действует та же модель, что и в России: назначение президентом.
К судьям предъявляются различные требования, которым они должны соответствовать. Важнейшим из этих требований является возрастной ценз. Устанавливается минимальный возраст, по достижении которого гражданин может быть избран или назначен судьей, а также максимальный возраст. Судьи избираются на свою должность пожизненно, а поэтому установление возрастных рамок имеет большое значение для обеспечения адекватности судопроизводства. Предельный возраст исполнения судьями их обязанностей колеблется в среднем от 65 до 75 лет. Согласно ст. 119 Конституции РФ в Российской Федерации судьей может быть назначено лицо по достижении им 25 лет. Для судей, кроме судей Конституционного Суда РФ, установлен предельный возраст 65 лет.
Кроме возрастного ценза, к судье предъявляется требование о наличии у него высшего юридического образования, а также сравнительно длительная работа на других юридических специальностях, сдача особого (практического) экзамена, обладание незапятнанной репутацией (иногда это относится и к его близким), наличие жизненного опыта. Кроме юридических требований, зафиксированных в нормативных документах, существуют и некоторые традиции.
В Российской Федерации судья должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции РФ). К работе подобного рода относится стаж преподавателя юридических дисциплин и работа на отдельных неюридических должностях в органах государственной власти и местного самоуправления. Для высших органов судебной власти существует более длительный стаж работы и особый возрастной ценз.
Судьей не может быть человек, совершивший порочащие его поступки как до, так и после назначения на эту должность. Гражданин не должен быть замечен ни в чем, что может опорочить авторитет судебной власти, его достоинство и вызвать сомнение в его беспристрастности, справедливости и объективности. Судья не может быть членом политической организации и даже просто участником какого-либо политического мероприятия, он не может быть депутатом законодательного органа и совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. Эти требования не только должны обеспечить политическую беспристрастность судьи, но и прямо следуют из принципа разделения властей.
Существуют и медицинские требования к судьям. Перед назначением на должность судьи кандидат проходит медицинское освидетельствование на предмет возможности занимать эту должность. Существует специальный перечень критериев, утвержденный Министерством здравоохранения РФ, при несоответствии которым гражданин не может быть назначен судьей.
Перед назначением на должность судьи гражданин должен сдать соответствующий экзамен и получить представление квалификационной коллегии.
Обеспечение независимости судебной власти, в первую очередь, означает защиту судей от давления со стороны представителей остальных ветвей власти, прежде всего, исполнительных органов, которые обладают для этого достаточным аппаратом. Защита судей проявляется в реализации трех оснований судейского статуса, закрепленных в Конституции РФ.
1. Судьи независимы, они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ). В случае установления при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону суд принимает решение в соответствии с законом (п. 2 ст. 120 Конституции РФ). В процессе осуществления судебного процесса на судью исключается всякое постороннее воздействие, за которое он не обязан отчитываться перед кем-либо. Независимость судьи также обеспечивается высоким материальным обеспечением со стороны государства и особым порядком приостановления и прекращения полномочий.
Судейское самоуправление является важнейшим инструментам обеспечения независимости судей. Оно выражается в существовании системы судейских коллегий, которые дают согласие на назначение и отстранение судей, образуя целостное судейское сообщество, способное защитить отдельного судью от давления властей.
2. Судьи несменяемы (п. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 2 июня 1992 г. В этом законе, в частности, не только зафиксирована необходимость согласия органов судебного самоуправления на приостановление или прекращение полномочий судьи, но и перечислены конкретные основания, на которых такое решение может быть принято: в случае занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи; при совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи; при отказе от перевода в другой суд в связи с упразднением и реорганизацией данного суда и т. д. Как видно, основания носят в основном дисциплинарный и формальный характер, что значительно затрудняет отстранение добросовестного судьи органами государственной власти.
3. Судьи неприкосновенны (п. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (п. 2 ст. 122 Конституции РФ). Решение об уголовной ответственности судьи принимается лично Генеральным прокурором РФ (или исполняющим его обязанности) на основании судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ или высшего суда субъекта РФ (в случае если речь идет о судьях судов низшей категории). Кроме того, необходимо получение согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (за исключением судей Конституционного Суда РФ, для привлечения которых к уголовной ответственности необходимо согласие самого Конституционного Суда). К административной ответственности судья привлекается аналогичной коллегией из трех судей по представлению Генерального прокурора РФ. Дисциплинарные взыскания на судью может накладывать только квалификационная коллегия соответствующего суда. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы.
При всей разработанности этих мер они могут носить и чисто декларативный характер. «Слабость» судебной власти требует необходимой поддержки независимости судей со стороны гражданского общества.
Вместе с судьями в процессе осуществления судопроизводства участвуют заседатели – представители населения, вовлекаемые в процесс осуществления правосудия для обеспечения его большей объективности. Существует три разновидности заседателей: народные, присяжные и арбитражные.
Народные заседатели существовали в процессе советского судопроизводства и в первые годы существования российского судопроизводства. Они исполняли обязанности судей на непрофессиональной основе. Ими становились граждане РФ (кроме священников, инвалидов, военнослужащих и лиц, не владеющих языком, на котором идет процесс) моложе 70 лет, не имевшие детей до трех лет. Большинство дел общей юрисдикции в то время рассматривалось судом, в состав которого входили судья и два народных заседателя. Заседатели и судья имели равные права и в установлении виновности, и в вынесении приговора, который они определяли в специальной совещательной комнате путем голосования.
Несмотря на то, что народные заседатели были в составе суда в большинстве, реально вся полнота власти в нем принадлежала профессиональному судье, так как только он, в большинстве случаев, мог квалифицированно решать юридические вопросы. Поэтому при видимости народного представительства оно было фикцией. 1 января 2004 г. народные заседатели в судах были упразднены.
В настоящее время уголовные дела с предполагаемым наказанием до 10 лет (иногда до 15 лет) рассматриваются одним судьей, дела с более строгим возможным наказанием – тремя профессиональными судьями или судом присяжных (один судья и 12 присяжных заседателей) по выбору подсудимого. Гражданские дела также рассматриваются одним или тремя профессиональными судьями.
Присяжные заседатели являются представителями народа, но обладают ограниченной компетенцией. Они выбираются из населения, как и народные заседатели, но в отличие от последних не могут принимать решение по вопросам права. Они только утверждают факт виновности или невиновности подсудимого, после чего профессиональный судья выносит приговор. Присяжные не могут вмешиваться в вынесение приговора.
Подобная система решения позволяет совместить непрофессиональность присяжного заседателя в юридической сфере с его независимостью от профессионального судьи. Для установления факта виновности или невиновности подсудимого присяжному достаточно оценивать доказательность или недоказательность выдвинутых обвинений, что вполне может сделать человек, не имеющий юридического образования. Судья впрямую не входит в коллегию присяжных и не может давить на них в процессе голосования. Но он свободен в назначении наказания в рамках вынесенного присяжными вердикта.
Арбитражные заседатели участвуют в ряде арбитражных процессов. Их избирают не из состава всего населения, а из определенной его группы. Арбитражные заседатели должны иметь возраст выше 25 лет, высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, работать по специальности или предпринимателем не менее 5 лет. Список возможных арбитражных заседателей формируется на основании предложений торгово-промышленных палат и профессиональных объединений. У арбитражных заседателей, таким образом, хватает квалификации для участия в процессе на равных правах с профессиональным судьей.
Контрольные вопросы к теме 8
Опишите разновидности судебных дел.
Какие противоречия связаны с положением суда в обществе?
Каковы высшие судебные органы в РФ.
Как формируется состав высших судебных органов РФ?
Кто может стать судьей в России?
Опишите правовой статус судей в РФ.
Перечислите конституционные принципы отправления правосудия.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19