logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

14.1. Понятие государственной региональной политики

Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют по крайней мере два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор в федерации приобретает особый смысл. Он становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти.

Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации.

Государственное региональное управление – это направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики.

Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также систему мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в стране произошли существенные преобразования. Последовательно проводится работа по совершенствованию разграничения полномочий, вносятся коррективы в сферу межбюджетных, имущественных, земельных, налоговых отношений. Акценты государственной региональной политики смещаются с решения проблем выживания и преодоления дезинтеграции страны на создание условий, обеспечивающих поступательное развитие регионов, создание сбалансированной системы взаимоотношений всех уровней власти.

Это выдвигает на передний план задачу обновления правового поля современной региональной политики, законодательное урегулирование ее основ

В Свердловской области накоплен опыт по решению вопросов собственного развития, регулирования отдельных вопросов региональной политики, сформированы механизмы реализации инвестиционных проектов, в том числе межрегиональных, с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

Однако существует целый ряд препятствий, которые невозможно преодолеть без участия федерального центра. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации слабо вовлечены в процесс принятия решений на федеральном уровне. Среднесрочная программа развития страны в целом не подкреплена соответствующими среднесрочными программами социально-экономического развития регионов. Действующая система межбюджетных отношений, существующий механизм финансирования федеральных целевых программ развития регионов не способствуют достижению поставленных целей. Имеющихся доходных источников в большинстве регионов недостаточно для исполнения возложенных полномочий, тем более для развития.