logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

19.1. Конституционные основы местного самоуправления

Эффективность функционирования местного самоуправления в определяющей мере зависит от уровня развития его правовой базы.

Правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации составляет многоуровневая система нормативно-правовых актов, закрепляющих и регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его взаимоотношения с обществом и государством.

Правовую основу функционирования местного самоуправления определяют: Конституция РФ; Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003г., №131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» другие федеральные законы, принятые в развитие этого закона и регулирующие отдельные стороны деятельности местного самоуправления; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ; конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации о местном самоуправлении; уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, принимаемые самими муниципальными образованиями.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают необходимые предпосылки для функционирования органов местного самоуправления

Важным международным документом, устанавливающим демократические нормы в отношении деятельности местного самоуправления и фиксирующим его права, является Европейская Хартия местного самоуправления, которая была принята большинством европейских государств 15 октября 1985 г. в форме конвенции, открытой к подписанию. От имени Российской Федерации Хартия была подписана в 1996 г. и вступила в силу на территории России с 1 сентября 1998 г. Ее важнейшие положения были восприняты российским законодательством о местном самоуправлении.

В основе иерархии нормативных актов о местном самоуправлении находятся конституционные предписания, обладающие высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

Конституционные основы местного самоуправления закреплены в ст.12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это основополагающее установление конкретизируется следующими положениями гл. 8 Конституции РФ, носящей название «Местное самоуправление».

    1. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130).

    2. Способы осуществления гражданами местного самоуправления: референдум, выборы, а также другие формы прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления (п. 2 ст. 130). Иными словами местное самоуправление осуществляется двояким образом: во-первых, непосредственно населением, во-вторых, через выборные и иные органы местного самоуправления.

    3. Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131).

    4. Изменение границ территорий местных самоуправляющихся единиц может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих территорий (п. 2 ст. 131).

    5. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132).

    6. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти допускается на основании закона с передачей необходимых материальных и финансовых средств и под контролем государства (п. 2 ст. 132).

    7. Конституция Российской Федерации (ст. 133) определяет право местного самоуправления на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникших из-за решений органов государственной власти, а также устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными, и региональными законами.

Однако конституционные положения о местном самоуправлении требуют дополнительной законодательной конкретизации, которая и должна обеспечить реальное функционирование местного самоуправления. Такую конкретизацию может дать федеральное. и региональное законодательство.