9.1. Прокуратура Российской Федерации
Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 129 Конституции РФ). Все прокуроры относятся к системе федеральной власти, Прокуратуры субъектов РФ не существует.
Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации на пять лет. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором на пять лет, и освобождаются им от занимаемой должности. Таким образом, Генеральный прокурор РФ практически единолично решает кадровые вопросы в рамках прокуратуры, что и обеспечивает ее централизацию. В отличие от судов вышестоящие органы прокуратуры могут вмешиваться в деятельность нижестоящих и прямо отдавать им предписания.
Дела с участием военнослужащих рассматривает военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, являющимся по должности заместителем Генерального прокурора РФ.
Прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные выполнять эти обязанности по состоянию здоровья. Прокуроры не должны быть членами иных органов государственной власти и местного самоуправления, участвовать в деятельности политических общественных объединений. Они не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой.
Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры – обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.
Основные функции прокуратур:
Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации .
Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.
Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.
Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.
Для осуществления своих функций прокурор обладает набором полномочий:
осуществление проверки деятельности различных организаций, возможность требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждать уголовные и административные дела;
освобождение из-под стражи лиц, которые были задержаны незаконно (это не только право, но и обязанность прокурора);
осуществление уголовного преследования в суде путем выступления в качестве государственного обвинителя;
право опротестования решения суда в порядке надзора или в обращении к вышестоящему прокурору, который сам может заявить протест в порядке надзора;
предъявление и поддерживание гражданского иска в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в предусмотренных законом случаях.
На основании осуществляемого прокурором надзора могут быть созданы четыре вида актов прокурорского реагирования: постановление, протест, представление, предостережение.
Постановление – это акт о возбуждении уголовного дела или судебного производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего закон.
На основании рассмотрения обстоятельств правонарушения прокурор самостоятельно принимает решение об открытии уголовного или административного дела.
Протест может быть вынесен на противоречащий закону правовой акт.
Подобным образом может быть опротестовано решение суда. Протест направляется в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест должен быть незамедлительно рассмотрен, о результатах его рассмотрения необходимо сообщить прокурору.
Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу на предмет устранения допущенных последними нарушений закона.
Как и протест, представление должно быть рассмотрено безотлагательно; в течение месяца должны быть приняты меры, о которых прокурору сообщается письменно. На действия Правительства РФ представления не выносятся, о подобных нарушениях генеральный прокурор сообщает президенту.
Предостережение – это акт о недопустимости нарушения закона, который может быть составлен при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19