logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

9.1. Прокуратура Российской Федерации

Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 129 Конституции РФ). Все прокуроры относятся к системе федеральной власти, Прокуратуры субъектов РФ не существует.

Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации на пять лет. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором на пять лет, и освобождаются им от занимаемой должности. Таким образом, Генеральный прокурор РФ практически единолично решает кадровые вопросы в рамках прокуратуры, что и обеспечивает ее централизацию. В отличие от судов вышестоящие органы прокуратуры могут вмешиваться в деятельность нижестоящих и прямо отдавать им предписания.

Дела с участием военнослужащих рассматривает военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, являющимся по должности заместителем Генерального прокурора РФ.

Прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные выполнять эти обязанности по состоянию здоровья. Прокуроры не должны быть членами иных органов государственной власти и местного самоуправления, участвовать в деятельности политических общественных объединений. Они не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой.

Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры – обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.

Основные функции прокуратур:

  1. Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации .

  2. Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.

  3. Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.

  4. Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.

Для осуществления своих функций прокурор обладает набором полномочий:

  1. осуществление проверки деятельности различных организаций, возможность требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждать уголовные и административные дела;

  2. освобождение из-под стражи лиц, которые были задержаны незаконно (это не только право, но и обязанность прокурора);

  3. осуществление уголовного преследования в суде путем выступления в качестве государственного обвинителя;

  4. право опротестования решения суда в порядке надзора или в обращении к вышестоящему прокурору, который сам может заявить протест в порядке надзора;

  5. предъявление и поддерживание гражданского иска в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в предусмотренных законом случаях.

На основании осуществляемого прокурором надзора могут быть созданы четыре вида актов прокурорского реагирования: постановление, протест, представление, предостережение.

  1. Постановление – это акт о возбуждении уголовного дела или судебного производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего закон.

На основании рассмотрения обстоятельств правонарушения прокурор самостоятельно принимает решение об открытии уголовного или административного дела.

  1. Протест может быть вынесен на противоречащий закону правовой акт.

Подобным образом может быть опротестовано решение суда. Протест направляется в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест должен быть незамедлительно рассмотрен, о результатах его рассмотрения необходимо сообщить прокурору.

  1. Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу на предмет устранения допущенных последними нарушений закона.

Как и протест, представление должно быть рассмотрено безотлагательно; в течение месяца должны быть приняты меры, о которых прокурору сообщается письменно. На действия Правительства РФ представления не выносятся, о подобных нарушениях генеральный прокурор сообщает президенту.

  1. Предостережение – это акт о недопустимости нарушения закона, который может быть составлен при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.