20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
Местное самоуправление реализуется прежде всего через деятельность органов самоуправления в пределах определенной территории.
Собственного говоря, именно жители муниципального образования обладают правом на местное самоуправление, которое они реализуют созданием соответствующих органов.
Для характеристики самоуправляемой территории используется термин «муниципальное образование».
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Это общее наименование для всех типов самоуправляемых территорий.
Принципы территориальной организации местного самоуправления.
При установлении размеров территории и границ каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции:
Первая тенденция – приближение местной власти к населению. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:
1) принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения;
2) принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населения, который также требует максимально ограниченной территории;
3) принцип доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени также требует максимально ограниченной территории.
Вторая (противоположная) тенденция состоит в потребности укрупнения самоуправляемых единиц для обеспечения на территории муниципального образования необходимого экономического потенциала, развитой инженерной и социальной инфраструктуры.
Наличие данных тенденций предопределяет целесообразность формирования муниципальных образований разных типов, с разным кругом решаемых вопросов.
Согласно Федеральному закону от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», все муниципальные образования делятся в правовом отношении на следующие типы:
- поселение (городское или сельское);
- муниципальный район;
- городской округ;
- внутригородская территория городов федерального значения.
Кроме того, вводится новое понятие – «межселенная территория», то есть территория, находящаяся вне границ поселений.
Итак, что такое поселение?
В географическом (физическом) смысле поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село).
В новой редакции федерального закона этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципального образования. В этом нормативном акте «поселение» – это такое городское или сельское муниципальное образование, в составе которого может находиться город или поселок, один или несколько сельских населенных пунктов(поселков, сел, станиц, деревень, хуторов), объединенных общей территорией и в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В границах сельского поселения может находиться один сельский населенный пункт с численностью, как правило, более 1000 человек или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с суммарной численностью более 1000 человек.
Сельский населенный пункт с численностью менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.
Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности населения до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня.
В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, на которой могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Итак, городское и сельское поселение – это так называемый первый уровень местного самоуправления – муниципалитеты поселенческого уровня.
Второй уровень местного самоуправления – территориальный образуют городские округа и муниципальные районы.
Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях, решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также выполнения отдельных государственных полномочий передаваемых органам местного самоуправления.
Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности населения до административного центра района и обратно в течение рабочего дня.
Муниципальные районы образованы на территориях с большими площадями, с размещенными на них преимущественно сельскими населенными пунктами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга и не имеющими выраженных межселенных связей.
Городской округ – не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления, которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
В состав городского округа входит один город и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, а также пригородные территории.
В процессе подготовки Федерального закона о местном самоуправлении №131-ФЗ было решено отнести к городским округам все те городские поселения, которые были муниципальными образованиями до начала реформирования.
В соответствии с областным законодательством муниципальное образование «город Екатеринбург» является городским округом. В его состав входят следующие населенные пункты: город Екатеринбург и поселки: Шабровский, Березит, Глубокое, Гора Хрустальная, Зеленый Бор, Исток. Козловский, Лиственный, Мичуринский, Московский, Мостовка, Палкинский Торфяник, Перегон, Приисковый. Садовый, Светлая Речка, Северка, поселок Семь Ключей, Совхозный, Сысерть, Хутор, Чусовское Озеро, широкая Речка, Шувакиш, Ягодный, а также село Верхнее Макарово, село Горный Щит.
На территории Свердловской области в соответствии с областными законами и с учетом мнения населения образовано: 67 городских округов, 5муниципальных районов, в которые вошло 21 поселение. Городские округа оказались наиболее привлекательной формой территориальной организации местного самоуправления. Свердловская область – первый регион в РФ по количеству городских округов.
Контрольные вопросы к теме 20
Как соотносятся понятия: «административно-территориальное деление» субъекта РФ и «территориальная организация местного самоуправления»?
Каковы основные признаки муниципального образования?
Какие тенденции и принципы необходимо учитывать при формировании территории муниципального образования?
Каковы существующие в субъектах РФ на начало XXI в. модели территориальной организации местного самоуправления, их плюсы и минусы?
Каковы направления реформирования территориальной организации местного самоуправления, предусмотренные в Федеральном законе 2003 г.?
Какой механизм учета мнения населения предусмотрен Федеральным законом 2003 г. при изменении границ и преобразованиях муниципальных образований?
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19