logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством. Функционирование местных органов власти и управления осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Процесс разделения территории государства на отдельные части, в границах которых образуются и действуют органы публичной власти и управления, называется административно-территориальным делением (АТД).

Важной целью АТД является формирование территориальной основы и осуществления функций государственной и местной власти в интересах граждан всей страны и отдельной территории.

Результатом административно-территориального устройства страны выступает административно-территориальные единицы (АТЕ). Они представляют собой определенные части территории страны в фиксированных границах, включающие, как правило, один или несколько населенных пунктов, имеющих свое наименование, постоянный центр и созданные для решения государственных и местных задач.

Наиболее распространенные виды АТЕ в России в исторической ретроспективе – это губернии, области, уезды, волости, районы, а в системе населенных пунктов – села, станицы, деревни, поселки, города.

В современном государственно-территориальном устройстве России выделяется два уровня АТЕ:

- первый представляет собой территориальные единицы - субъекты РФ;

- второй  деление субъектов РФ на административно-территориальные единицы.

Проблема современного АТД состоит в том, что на втором уровне одновременно продолжают функционировать и территориальные органы государственной власти, и органы местного самоуправления. Учитывая, что в настоящее время отсутствует федеральный закон об общих принципах административно-территориального устройства страны, не представляется возможным однозначно определить те территориальные уровни, на которых создаются либо органы государственной власти, либо органы местного самоуправления.

Законодательством Свердловской области предусматривается абсолютное разведение административно-территориального и муниципально-территориального устройства. Муниципальные образования складываются в пределах АТЕ и населенных пунктов, но их объединение между собой, упразднение, разделение не означает автоматического изменения административно-территориального устройства.

В п.3 ст. 8 Закона Свердловской области от 20.05.1997г. №30-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» подтверждено: «Установление, изменение, упразднение границ муниципальных образований не влекут изменения границ, черт административно-территориальных единиц, населенных пунктов, внутригородских районов, в пределах которых действуют муниципальные образования». Иными словами, АТЕ и границы территорий, на которых функционирует местное самоуправление могут не совпадать.