logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

4.2. Система государственных органов

Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность:

1) ее федеральных органов государственной власти;

2) региональных (субъектов федерации) органов государственной власти;

3) территориальных подразделений федеральных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и в отличие от государственно-властных полномочий не осуществляются от имени Российской Федерации.

В Российской Федерации общность системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Она проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Конституция России (ст.11) непосредственно закрепляет те федеральные органы, которые входят в эту общую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют: Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Конституция России (ст.5) провозглашает единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации.

Таким образом, под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (ст.71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, согласно Конституции РФ (ст.77), устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

– высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

– иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Систему территориальных подразделений федеральных органов государственной власти составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории. К ним относятся: органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.

Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления государственной власти в Российской Федерации.

1. Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. В пределах своей компетенции по осуществлению властных функций государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом.

Организация государственной власти по принципу ее разделения не должна создать иллюзию о многовластии в обществе. В Российской Федерации власть едина изначально, так как ее единственным источником, согласно Конституции, является сам народ и только он. Это означает, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе государственная власть не делится между государственными органами, ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются.

2. Принцип федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России:

1) уровень федеральных органов государственной власти;

2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относят:

3. Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти.

4. Осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Специализация выполнения видов государственной деятельности на основе “разделения труда” путем наделения каждого органа определенной компетенцией.

6. Территориальная организация властных структур.

7. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти.

8. Законность в деятельности государственных органов.

9. Обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы.

10. Употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.

Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д. В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть представлены следующим образом:

1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;

2) принципу федерализма: федеральные, субъектов Федерации;

3) территориальному масштабу: центральные, региональные территориальные (местные);

4) характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

5) виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

6) порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);

7) организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;

8) формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;

9) формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, “силовые”, экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;

10) особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные.

Такая классификация государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации.

Контрольные вопросы к теме 4

  1. Понятие и признаки системы государственных органов РФ.

  2. Система федеральных органов государственной власти.

  3. Система органов власти субъектов РФ.

  4. Принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ.