logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

Словарь терминов и понятий

Административно-территориальное деление – схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления.

Асимметричная федеративная модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.

Ассоциативные федерации – федерации, создаваемые в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями).

Бюджет субъекта федерации (бюджет региона, региональный бюджет) – фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации.

Бюрократия – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.

Власть – это способность субъекта управления (государства и его институтов) навязывать свою волю объекту (людям, людским группам, организациям), распоряжаться и управлять его действиями, используя различные методы.

Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.

Государственное (политико-территориальное) устройство – территориальная организация государственной власти, выраженная в совокупности принципов функционирования государства как целого, состоящего из территориально распределенных частей, принципов взаимоотношений центральных (общегосударственных) и местных (территориальных) органов власти и управления, а также механизмов их практической реализации.

Государственная региональная политика – система целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также система мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Государственное региональное управление – направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Государственное управление – это систематическое, целенаправленное, опирающееся на власть воздействие государства и его институтов на людей, процессы и отношения, возникающие в человеческом обществе, для их упорядочения, сохранения и преобразования.

Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.

Дееспособность – возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.

Диссоциативные федерации – федерации, формирование которых происходит путем разрыва единства унитарного государства.

Договорные федерации (федерации на основе союза) – федерации, созданные на основе союза независимых государств, а также федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности.

Дуалистический федерализм – принцип государственного устройства, предполагающий фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации.

. Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном Конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти.

Законодательная власть выражается в праве и возможности принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов общегосударственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Иммунитет (депутатская неприкосновенность) подразумевает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит данный депутат.

Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.

Импичмент – досрочное прекращение полномочий президента вследствие парламентского суда над ним.

Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.

Индемнитет:

  1. Не несение депутатом ответственности за его выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием.

  1. Обязанность государства оплачивать из казны работу депутата.

Институциональная подсистема государственного управления – совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.

Исполнительный федерализм – система сотрудничества и координации органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, выражающаяся в широко распространенной практике взаимного согласования действий федеральных и региональных исполнительных властей.

Кворум – законодательно установленное число участников собрания (заседания), необходимое для проведения заседания и/или принятия правомочных решений.

Коммуникативная подсистема системы государственного управления – совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются

общественные институты, организации и отдельные граждане.

Конституционный строй – это единый государственно-общественный правовой механизм и система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества1.

Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.

Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как справедливая и законная.

Межрегиональная ассоциация (союз) – некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.

Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Национальное государство (или суверенное государство) – это государство, которое не позволяет принимать решения каким-либо силам за пределами себя самого.

Национально-культурная (персональная, культурная) автономия представляет собой право разрозненно проживающих в государстве этнических групп создавать свои объединения, которые занимаются вопросами, имеющими значение для сохранения и развития их культурной, этнической целостности и самобытности, уникальности: вопросы культуры, организации быта, сохранения традиций, воспитания, религии и прочее.

Национально-территориальная автономия – разновидность государственной территориальной автономии, предоставляемой территориям на основе критерия компактного и относительно обособленного проживания этнически однородного населения.

Нормативно-правовая подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности.

Общественное воспроизводство – системная совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.

Парламент – высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

Политическая (государственная, законодательная) автономия предполагает существование у автономного территориального образования правомочий, близких по содержанию к элементам статуса субъекта федерации или даже самостоятельного государства.

Политическая партия – это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат.

Политический режим – совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

Правовая культура – знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.

Правовое государство – государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.

Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.

Правоспособность – возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.

Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок2.

Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.

Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.

Район – территория (акватория, аэротория, геотория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.

Регион в общем смысле слова – территория (акватория, аэротория, геотория), часто значительная по своим размерам, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений и в силу этого отличная от других.

Регион как субъект внутригосударственных отношений – территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства.

Сессия (парламента) – промежуток времени, в течение которого проводятся пленарные заседания, на которых принимаются законы и прочие решения парламента.

Симметричная модель федерации предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.

Социальная система – это структурный элемент социальной действительности, целостное образование, в качестве элементов которого выступают люди (людские группы), связи и взаимодействия между ними.

Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.

Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.

Субъект федерации – политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра).

Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.

Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами.

Территориальная автономия – особый политико-правовой статус части страны, подразумевающий право (региональных) местных на самостоятельное осуществление властных и управленческих функций на основе конституционных принципов государственного политико-территориального устройства.

Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.

Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно главы государств).

Управление – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую.

Управленческие отношения – сознательные, устойчивые властные отношения, складывающиеся между людьми, социальными группами, организациями, органами власти и населением в процессе упорядочения общественной деятельности.

Управляющее воздействие – общественная потребность (цель управления), осознанная субъектом управления либо его компонентами, нормативно выраженная и практически осуществленная в его решениях и действиях в отношении объекта управления.

Федерализация – формирование распределенной системы государственной власти в унитарном государстве с высоким уровнем самостоятельности внутригосударственных территориальных образований и их активным участием в управлении страной в целом.

Федерализм – совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов. Федерализм – это также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации.

Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов – образуемый в составе расходов федерального бюджета целевой бюджетный фонд, в качестве основной задачи которого называется обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации по текущим расходам.

Федеральный центр – центральный элемент системы федеративных отношений, сосредоточение и источник федерального уровня государственной власти в федерации, прежде всего политический институциональный элемент системы, а не территориальное образование.

Федеративное государство (федерация) – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.

Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.

Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий для достижения определенного состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Экономический район – территориально определенная часть народного хозяйства страны, обладающая своей характерной специализацией и структурой производственно-хозяйственных связей.