Словарь терминов и понятий
Административно-территориальное деление – схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления.
Асимметричная федеративная модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.
Ассоциативные федерации – федерации, создаваемые в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями).
Бюджет субъекта федерации (бюджет региона, региональный бюджет) – фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации.
Бюрократия – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.
Власть – это способность субъекта управления (государства и его институтов) навязывать свою волю объекту (людям, людским группам, организациям), распоряжаться и управлять его действиями, используя различные методы.
Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.
Государственное (политико-территориальное) устройство – территориальная организация государственной власти, выраженная в совокупности принципов функционирования государства как целого, состоящего из территориально распределенных частей, принципов взаимоотношений центральных (общегосударственных) и местных (территориальных) органов власти и управления, а также механизмов их практической реализации.
Государственная региональная политика – система целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также система мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.
Государственное региональное управление – направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.
Государственное управление – это систематическое, целенаправленное, опирающееся на власть воздействие государства и его институтов на людей, процессы и отношения, возникающие в человеческом обществе, для их упорядочения, сохранения и преобразования.
Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.
Дееспособность – возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.
Диссоциативные федерации – федерации, формирование которых происходит путем разрыва единства унитарного государства.
Договорные федерации (федерации на основе союза) – федерации, созданные на основе союза независимых государств, а также федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности.
Дуалистический федерализм – принцип государственного устройства, предполагающий фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации.
. Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном Конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти.
Законодательная власть выражается в праве и возможности принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов общегосударственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.
Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.
Иммунитет (депутатская неприкосновенность) подразумевает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит данный депутат.
Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.
Импичмент – досрочное прекращение полномочий президента вследствие парламентского суда над ним.
Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.
Индемнитет:
Не несение депутатом ответственности за его выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием.
Обязанность государства оплачивать из казны работу депутата.
Институциональная подсистема государственного управления – совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.
Исполнительный федерализм – система сотрудничества и координации органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, выражающаяся в широко распространенной практике взаимного согласования действий федеральных и региональных исполнительных властей.
Кворум – законодательно установленное число участников собрания (заседания), необходимое для проведения заседания и/или принятия правомочных решений.
Коммуникативная подсистема системы государственного управления – совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются
общественные институты, организации и отдельные граждане.
Конституционный строй – это единый государственно-общественный правовой механизм и система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества1.
Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.
Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как справедливая и законная.
Межрегиональная ассоциация (союз) – некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.
Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Национальное государство (или суверенное государство) – это государство, которое не позволяет принимать решения каким-либо силам за пределами себя самого.
Национально-культурная (персональная, культурная) автономия представляет собой право разрозненно проживающих в государстве этнических групп создавать свои объединения, которые занимаются вопросами, имеющими значение для сохранения и развития их культурной, этнической целостности и самобытности, уникальности: вопросы культуры, организации быта, сохранения традиций, воспитания, религии и прочее.
Национально-территориальная автономия – разновидность государственной территориальной автономии, предоставляемой территориям на основе критерия компактного и относительно обособленного проживания этнически однородного населения.
Нормативно-правовая подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности.
Общественное воспроизводство – системная совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.
Парламент – высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.
Политическая (государственная, законодательная) автономия предполагает существование у автономного территориального образования правомочий, близких по содержанию к элементам статуса субъекта федерации или даже самостоятельного государства.
Политическая партия – это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат.
Политический режим – совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.
Правовая культура – знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.
Правовое государство – государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.
Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.
Правоспособность – возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.
Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок2.
Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.
Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.
Район – территория (акватория, аэротория, геотория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.
Регион в общем смысле слова – территория (акватория, аэротория, геотория), часто значительная по своим размерам, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений и в силу этого отличная от других.
Регион как субъект внутригосударственных отношений – территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства.
Сессия (парламента) – промежуток времени, в течение которого проводятся пленарные заседания, на которых принимаются законы и прочие решения парламента.
Симметричная модель федерации предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.
Социальная система – это структурный элемент социальной действительности, целостное образование, в качестве элементов которого выступают люди (людские группы), связи и взаимодействия между ними.
Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.
Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.
Субъект федерации – политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра).
Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.
Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами.
Территориальная автономия – особый политико-правовой статус части страны, подразумевающий право (региональных) местных на самостоятельное осуществление властных и управленческих функций на основе конституционных принципов государственного политико-территориального устройства.
Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.
Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно главы государств).
Управление – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую.
Управленческие отношения – сознательные, устойчивые властные отношения, складывающиеся между людьми, социальными группами, организациями, органами власти и населением в процессе упорядочения общественной деятельности.
Управляющее воздействие – общественная потребность (цель управления), осознанная субъектом управления либо его компонентами, нормативно выраженная и практически осуществленная в его решениях и действиях в отношении объекта управления.
Федерализация – формирование распределенной системы государственной власти в унитарном государстве с высоким уровнем самостоятельности внутригосударственных территориальных образований и их активным участием в управлении страной в целом.
Федерализм – совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов. Федерализм – это также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации.
Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов – образуемый в составе расходов федерального бюджета целевой бюджетный фонд, в качестве основной задачи которого называется обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации по текущим расходам.
Федеральный центр – центральный элемент системы федеративных отношений, сосредоточение и источник федерального уровня государственной власти в федерации, прежде всего политический институциональный элемент системы, а не территориальное образование.
Федеративное государство (федерация) – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.
Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.
Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.
Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий для достижения определенного состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.
Экономический район – территориально определенная часть народного хозяйства страны, обладающая своей характерной специализацией и структурой производственно-хозяйственных связей.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19