logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

14.2. Основные направления государственной региональной политики

Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие.

  1. Экономическая политика.

Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. Механизмы ее осуществления включают в себя: государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения и т. п.

  1. Социальная политика.

В сфере социальной политики объединены процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой и т. д.

Региональные социальные различия в жизни населения различных государств и регионов порой огромны. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной социальной политики.

Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для региона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов. Реализация такой «разновекторной» политики в многонациональных государствах связана с большими трудностями и таит в себе опасность межэтнических и межкон­фессиональных противоречий.

  1. Поселенческая политика.

Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное использование территории (территориальных ресурсов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Здесь широко используются финансово-экономические рычаги воздействия (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и пр.) и административно-правовые санкции.

Обширность территории Российской Федерации подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной геопланировочной политики по сравнению с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

  1. Экологическая политика.

Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Детериорация (ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом.

  1. Политика в сфере территориальной централизации/децентрализации государственного управления.

С одной стороны, в современных условиях повышается значение скоординированной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов социально-экономического развития общества. Это требует создания мощной системы властных институтов, функционирующих на основе единства политики и согласованности всех действий. С другой стороны, является общепризнанным тот факт, что управление общественным развитием предполагает грамотное использование местного социально-экономического потенциала, учет местных особенностей и интересов, с чем объективно не может справляться излишне централизованная система управления. Значительные усилия политиков и государственных деятелей оказываются направлены на поиск наилучшего сочетания согласованности, скоординированности и, вместе с тем, децентрализации, «близости к месту» в разработке и реализации региональной политики, на согласование локальных и общенациональных, а то и глобальных интересов.

Формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления (1999-2007гг.).

Путем инициирования изменений налогового и бюджетного законодательства федеральное правительство планомерно перераспределяло в свою пользу налоговые ресурсы государства и полномочия по управлению ими в целях решения социальных проблем.

Важной инициативой этого периода было создание в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших промежуточным уровнем государственного управления между федерацией и ее субъектами. Полномочные представители Президента России в федеральных округах получили значительные полномочия по координации работы федеральных структур на подведомственной им территории, полномочия по унификации регионального законодательства на территории страны, полномочия в сфере координации управления региональным развитием.

Кроме того, деятельность федеральных властей в России в этот период была направлена на укрепление вертикали исполнительной власти. Последовательно были реализованы следующие шаги:

  1. уточнены полномочия субъектов федерации по предметам совместного ведения;

  2. заложена модель решения вопросов о распределении полномочий в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации (фактически они были распределены в пользу краев и областей, на территории которых находятся автономные округа);

  3. законодательно определены основы финансовых взаимоотношений центра и субъектов федерации (с концентрацией большинства решающих полномочий на федеральном уровне);

  4. введен один из институтов федерального вмешательства – временная финансовая администрация – как чрезвычайный инструмент воздействия на региональные власти в случае их финансовой несостоятельности;

  5. образован новый консультативно-совещательный орган при Президенте – Государственный Совет, в который вошли главы субъектов федерации и основной функцией которого является выработка предложений в сфере региональной политики и федеративных отношений;

  6. начат процесс укрупнения субъектов федерации, в первую очередь «сложноустроенных» субъектов, включающих в себя автономные округа. Завершился процесс объединения Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края и автономных округов, находящихся на его территории (Эвенкийского и Долгано-Ненецкого). Было положено начало объединению Камчатской области и Корякского автономного округа;

  7. изменен порядок избрания глав субъектов федерации, которые теперь наделяются полномочиями законодательными органами государственной власти субъекта федерации по представлению Президента России.

Эти изменения в целом позволяют говорить о постепенном формировании в стране централизованного варианта федеративного государства.

В 2005 г. вновь было образовано Министерство регионального развития России. После ликвидации в 2000 г. Министерства по делам федерации и национальным отношениям в структуре органов федеральной власти отсутствовало учреждение, которое занималось бы координацией региональной политики в стране. После того как руководители субъектов федерации посредством изменения процедуры их избрания стали полностью подконтрольны федеральному правительству, произошла децентрализация управленческих функций. К августу 2005 г. было принято решение о передаче на региональный уровень около 130 полномочий. Соответствующий закон был принят Государственной Думой осенью 2005 г. Таким образом, процесс централизации организационной структуры государственного управления идет параллельно с перераспределением полномочий между различными территориальными управленческими уровнями в пользу относительной децентрализации.

В стадию реализации вступила реформа жилищно-коммунального хозяйства. При постепенном переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ предполагается реализация различных региональных моделей. Хотя структуры управления оказанием услуг ЖКХ, система учета качества и объемов проводимых работ, исходя из которых должна производиться оплата, еще в стадии формирования. Тем не менее, по-видимому, отрицательный опыт социальных реформ непосредственно учитывается в практике преобразований.

Методы регулирования регионального развития.

Классификация методов регионального регулирования может быть выполнена по разным классификационным признакам:

- в зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Административные методы включают систему административных запретов. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов.

Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены :

На прямые, охватывающие государственные закупки, целевое финансирование, субсидии и льготы;

косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной политики. При использовании прямых методов регулирования субъект управления (лицо или орган, осуществляющий управление) непосредственно воздействует на объект управления; при использовании косвенных методов такое воздействие осуществляется опосредованно, через окружающую экономическую среду, в которой функционирует объект.

В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно – техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики, предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами.

Контрольные вопросы к теме 14

1. Как различаются значения терминов «регион» и «район»?

2. Что представляет собой государственное региональное управление?

3. Что такое государственная региональная политика и каковы ее основные направления?

4. Цели и основные задачи региональной политики.

5. Методы регулирования регионального развития.

6. Региональные модели управления.