logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время указанная должность установлена в подавляющем большинстве субъектов РФ.

В редких случаях (например, в Республике Карелия) должность главы субъекта РФ отсутствует, но имеется должность Председателя Правительства субъекта РФ (т.е. руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования:

- президент субъекта РФ (обычно так именуются главы республик в составе РФ);

- глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);

- иные наименования.

В соответствии со ст. 44 Устава Свердловской Области высшим должностным лицом Свердловской Области является Губернатор Свердловской Области, он возглавляет систему органов исполнительной власти области.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет следующие полномочия:

- представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления,

- подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

- обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняя законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;

- вправе досрочно распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации: с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано:

- соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устава) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Необходимость и цели введения нового порядка избрания глав субъектов РФ

До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уставы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта РФ.

Таким способом (всенародно) избирались главы почти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994-2004 гг.)

Система избрания глав субъектов РФ непосредственно населением субъектов РФ имела следующие плюсы:

- необходимость для кандидата пройти "сито" выборов, получить "мандат" непосредственно от населения регионов;

- возможность для населения субъектов РФ по своему усмотрению сменить главу региона (например, в ходе выборов глав регионов в очень многих регионах кандидаты от власти "провалились", а побеждали кандидаты от оппозиции).

В то же время данная система имела свои минусы:

- дороговизна выборов;

- сильное влияние на выборы крупных финансовых структур и местных "денежных мешков", без помощи которых практически невозможно было одержать победу;

- фальсификации;

- излишняя независимость "всенародно избранных" глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция, срастание политической и криминальной элит регионов, нарушение прав человека, фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром, нарушение управляемости страной как единым целым.

Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13.09.2004 после трагических событий в г. Беслане 03.09.2004.

В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции.

Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и Конституцией (уставом) субъекта РФ

Цели установления нового порядка избрания глав субъектов РФ:-централизация системы государственного управления; построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ; борьба с коррупцией в регионах; усиление борьбы с преступностью и терроризмом; поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров; повышение ответственности глав субъектов РФ.

Контрольные вопросы к теме 13

1. Какова структура органов исполнительной власти Свердловской области?

2. Раскройте полномочия Губернатора Свердловской области.