logo
Учебник(система ГМУ) с таблицами

10.1. Формирование государственной политики

Возрождение России как великой державы должно осуществляться на основе научно обоснованной государственной политики, разработка которой является важнейшей задачей органов власти.

Государственная политика – это совокупность целей, задач, приоритетов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.

Разработка государственной политики должна отвечать принципам открытости, рациональности, прозрачности, конкурентности, ориентированности на результаты и предоставление качественных услуг населению.

Процесс формирования и реализации государственной политики (политический цикл) проходит четыре этапа:

  1. определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);

  2. разработка и легитимизация государственной политики (формирование политики);

  3. реализация и мониторинг государственной политики (осуществление политики);

  4. оценка и регулирование государственной политики (оценки политики).

На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, определяются основные цели, задачи и приоритеты деятельности. Возможны несколько подходов к решению проблем, и, соответственно, несколько стилей формирования государственной политики:

  1. превентивный, когда на основе анализа и прогнозирования развития ситуации стараются спланировать и осуществить мероприятия;

  2. реагирующий, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретает серьезный характер для общества или государства;

  3. кризисный, основанный на преодолении критической ситуации и выживании в данных условиях.

Существуют различные модели разработки государственной политики. В зависимости от того, кто играет главную роль в выдвижении целей и задач, взяв за основу отношения «центр-регионы», можно выделить три модели:

  1. Модель «сверху-вниз», или централизованная модель, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до низших уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

  2. Модель «снизу-вверх», или демократическая модель, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

  3. «Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существует механизм привлечения к разработке политики граждан и общественных организаций при сильном централизованном управлении.

В демократическом государстве имеется множество каналов и механизмов, позволяющих доводить до власти список актуальных проблем через политические партии, СМИ, группы интересов и т.д. Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбираются лишь первостепенные. Постоянной задачей правительства РФ является рационализация государственной политики, что означает определение круга приоритетных отраслей, сфер и проблем, которым необходима государственная поддержка.

Общую стратегию внешней и внутренней политики в РФ определяет Президент. Он же ставит перед федеральными органами исполнительной власти, в частности в своем ежегодном послании к Федеральному собранию РФ. Правительство РФ определяет конкретные цели и стратегию государственной политики в отдельных областях. Парламент РФ также принимает в этом участие, обсуждая актуальные проблемы в ходе принятия бюджета или законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики.

Формирование государственной политики является одним из важных этапов, поскольку от ее правильности и точности зависят успех и реализации целей и полученные результаты.