1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
Власть регуляция соц.отношений. волевая реализация чьих-то интересов. И-ы: частные и публичные.
Общество коллективные потребности общественные интересы.
Формирование о.и. ≠ механ.сложение и «наложение» интересов, но = «примирение», образование равнодействующих частн. интересов.
Публичный интерес = обществ. интерес, обеспеченный правом и признанный гос-ом, не всегда совпадает с общест-ым. Публичная и частные власти реализуют публ.и част. интересы. Они - разновидность соц. власти.
Публичная власть – не только полит.власть, гос., или общест. власть. Публичная власть - это институционализированная легальная соц. власть, реализующая артикулирован. обществ.интересы территориально-организованного сообщества, консолидирующая данное сообщество в качестве целостн. системы в соответствии с господствующими в обществе ценностями.
Публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства.
признаки: 1) реализует публичные интересы; 2) характеризуется территориальным принципом организации; 3) носит безличный характер; 4) легальна; 5) обладает универсальностью; 6) отличается комплексным характером осуществляемой деятельности; 7) институционализирована; 8) монопольно осуществляет нормотворческую деятельность; 9) выполняет роль арбитра; 10) соответствует господствующим в обществе ценностям.
S публичной власти: мировое сообщество в целом, представляемое международными организациями, население определенного региона, российский народ в целом, территориальные коллективы граждан, государство и его органы, муниципальные образования и органы местного самоуправления, граждан, группы избирателей, избирательный корпус, общественные объединения.
принципы публичной власти: правозаконность; ответственность; единство публичной власти; компентенционная самостоятельность и независимость; гласность; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
ƒƒ п.в. Реализация публ. интереса; Консолидация общества; Управление; Охранительная (защита сущ. системы общест. отношений); Нормотворчество; Обеспеч. прав и свобод человека и гражд-на (в дем. общ-ах).
Внешние ƒƒ публичного управления
охранительная ƒ: обесп. неприкосн-и общества со стороны др. обществ (внеш. безоп-ть), к охране боль-ва от мень-ва (охрана общ. порядка, антимон. меры), к охране мень-ва от боль-ва (защита инт-в правящих элит, охрана прав этнич., соц., рас. и иных меньшинств), к охране общества от опасных природ. или техноген. возд-й)
процедурно-правовая ƒ: п.в. разрабатывает, устанавливает (санкционирует) правовые нормы, формирует целую систему органов и установлений, связанных с функционированием права.
распределительная ƒ: распред-ю могут подлежать как мат. блага, так и права, обяз-ти, полном-я, услуги. У п.в. решающая роль в организации распределения и контроля.
организационно-производственная ƒ: Органы п.в., гос-во как особый S деят-ти активно участвуют в произв-ве матер. благ и услуг.
-программирующая (ориентирующая) ƒ: рутинизация реформаторской деят-ти и соц.-техн. прогресса.
Внутренние ƒƒ публичного управления
планирование/ прогнозирование, организация и координация, учет и контроль
Формы (организационно-правовое основание):
Непосредственное народовластие (референдум, плебисцит, выборы, отзыв, общее собрание населения);
Плебисцит —форма предварит. народ. голос-ия по поводу решения к.-л. вопроса, кот. позднее будет рассматриваться властью.
Референдум — послед. народ. голос-ние, кот. призвано ратифицировать опред.акт власти либо для обеспечение его действия (отлагательное усл-е), либо для его отмены (резолютивное усл-е).
Народное представительство (выборные населением п/о МСУ)
Непредставительское народовластие (профессиональное управление)
К РФ: 2 осн. формы народовластия: реализация власти народом через ОГВ и ОМС. В связи с этим, в зависимости от формы волеизъявления народа, различают представительную и непосредственную демократию
К РФ: референдум и свободные выборы - высшее непосредств. выражение власти народа. Тем самым устанавл-тся наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и резуль-ов свободных выборов.
Виды (политико-территор. основание, по источнику власти): надгосудар., госуд., муниц. и п.в. общественных объединений.
Прерогативы полномочие принятия решений, которые обязательны для управляемых лиц, властные полномочия, позволяющие от имени общества давать обязательные указания частным лицам, ГВ: законное принуждение, ГВ:особые каналы для передачи своих решений (право, зак-во)
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.