3.2. Формы и методы государственного управления
Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.
Государственное управление характеризуется большим разнообразием форм и применяемых методов. Обобщенно выделяют две группы форм государственного управления – это правовые формы и организационные формы.
1. Правовые формы государственного управления включают в себя следующие действия: издание нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, применение мер административного воздействия. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий. Действия субъекта управления при применении правовых форм носят императивный и формально определенный характер.
2. Организационные формы государственного управления охватывают: принятие управленческих решений (стратегических и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования на кризисные ситуации. Организационные формы характеризуются гибкостью применения, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. Итогом применения организационных форм управления зачастую является управленческое решение, которое впоследствии приобретает правовую форму.
Организационные и правовые формы государственного управления тесно взаимосвязаны и на практике взаимно дополняют друг друга. Правовые формы нуждаются в организации их осуществления, организационные формы имеют правовые последствия.
Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.
Через методы государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления и достигаются цели и задачи государственного управления.
Существуют две основные группы методов государственного управления: методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.
Первая группа. Методы функционирования органов государственной власти непосредственно связаны с реализацией целей и задач государственного управления. Они содержат механизмы взаимодействия субъекта и объекта государственного управления и реализации компетенции органов управления для решения задач в соответствии с их полномочиями.
По характеру воздействия на объект управления методы функционирования органов государственной власти делятся на методы прямого административного воздействия и методы косвенного регулирующего воздействия.
Методы прямого административного воздействия включают в себя методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования и государственного контроля.
1. Метод правового регулирования предполагает совершение юридически значимых действий через предоставление прав и наложение обязанностей, а также возможности выбора вариантов поведения в рамках правовых норм.
2. Метод убеждения характеризуется широким арсеналом средств воздействия на человеческое сознание, которые может применять государственная власть. Здесь находят применение технологии public relations, пропаганда, авторитет власти, мотивация должностного поведения. Следует отметить, что убеждение дает, как правило, гораздо больший эффект по воздействию на общество, нежели карательно-принудительные методы.
3. Метод принуждения в современной теории государственного управления трактуется как вынужденный, однако в ряде сфер, например в правоохранительной деятельности, метод принуждения является необходимым.
4. Метод публичного администрирования охватывает сферу государственного строительства, формирования и функционирования властных структур и правовой системы. Под администрированием здесь понимается система мер, практикуемых государственными органами для реализации их управленческих функций. Публичный характер администрирования означает, что деятельность государственных органов осуществляется в общественных интересах, гласно, прозрачно и на общественные средства (государственное имущество, налоги, финансы).
5. Метод государственного контроля подразумевает деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения законов и других правовых актов.
Методы косвенного регулирующего воздействия включают в себя: методы воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения и т.п.
Вторая группа. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления отличаются значительным разнообразием и, в свою очередь, могут быть структурированы следующим образом.
Административные методы составляют основу деятельности исполнительной власти. Сущность административных методов заключается в воздействии на объект управления с целью побудить к соблюдению установленных норм. Посредством административных методов функционирует механизм реализации властных полномочий субъекта управления, включающий в себя властную вертикаль, действующую на основе субординации, и обязательность исполнения распоряжений вышестоящего уровня управления. Невыполнение руководящих указаний влечет за собой применение санкций.
Административные методы предполагают прямое управленческое воздействие на объект управления путем издания нормативного акта, распоряжения, команды, предписания, через которые выражается воля субъекта управления. Административное воздействие должно быть обязательно юридически обосновано и четко определено по объекту воздействия и применяемым методам.
Социально-политические методы управления включают в себя разнообразные методы воздействия на общество и общественные отношения, начиная от создания системы социальной защиты населения и заканчивая пропагандистскими акциями. Ключевую роль в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества играют выборы как главный механизм воздействия общества на систему государственного и муниципального управления.
Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на конституционных положениях, провозглашающих равенство всех форм собственности и возлагающих на государство обязанность обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.
К экономическим методам государственного управления относятся: приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, бюджетные трансферты, поддержка депрессивных территорий, целевые программы и т.п. При применении экономических методов регулирования важно не допускать негативного, тормозящего воздействия на экономическое развитие общества.
Оперативно-исполнительный метод заключается в праве органов исполнительной власти принимать соответствующие подзаконные акты, а также обеспечивать контроль за исполнением уже принятых.
Метод подбора и расстановки управленческих кадров имеет очень большое значение для эффективности системы государственного управления. Следует заметить, что в современных принципах кадрового подбора государственного аппарата уже заложено противоречие. В некоторых странах система гарантий для госслужащих, как правило, включает механизмы их несменяемости, что, в свою очередь, порождает кадровый застой в системе государственного управления и может приводить к весьма негативным последствиям в исторической перспективе. Российская система государственного управления унаследовала от советского периода «клановый» принцип подбора кадров госслужащих, где главным критерием является не профессиональная пригодность, а лояльность вышестоящему руководителю. Прямым следствием подобной практики является безответственность на всех уровнях управления и растущая неэффективность системы.
Методы контроля включают в себя предварительный, текущий и последующий контроль, выборочную проверку, документальную и фактическую ревизию. Следует отметить, что без действенных и независимых механизмов контроля построить эффективную систему управления практически невозможно.
Социально-психологические методы управления пересекаются непосредственно с методами убеждения и политтехнологическими методами. Они также воздействуют непосредственно на сознание людей для формирования в нем целевых установок, ценностных ориентиров, социальной идентификации.
Политтехнологические методы управления предполагают использование пропаганды, методик public relations и скрытого манипулирования общественным сознанием. Политические технологии получили широкое распространение в России последнего десятилетия. При этом глубокую озабоченность вызывает обозначившаяся в практике отечественного государственного управления тенденция к подмене реальных управленческих решений политическими технологиями.
Контрольные вопросы к теме 3
Охарактеризуйте субъект и объект государственного управления.
В чем состоит универсальная цель государственного управления?
Опишите фазы процесса принятия решений.
Каковы основные принципы государственного управления?
Назовите общие функции государственного управления.
Опишите правовые и организационные формы государственного управления и обоснуйте их взаимосвязь.
Какие существуют методы государственного управления?
Задания для углубленного изучения
В чем, по-вашему, состоит важность применения методов косвенного регулирующего воздействия?
К каким негативным последствиям для экономического развития общества может привести недостаточно продуманное использование экономических методов государственного управления?
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19