29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
Реформа местного самоуправления в России резко повысила ответственность городских властей за развитие своего города, за гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и тому подобное. Новые реалии ставят вопросы, на которые каждый отдельный город должен самостоятельно найти ответы и определить, какой ему курс выбрать, как развиваться, какова у них будет стратегия?
Екатеринбург, как и другие крупные города Урала, остро нуждается в долгосрочном программном документе, который бы формировал реальную концепцию целостного экономического, социально-экологического и пространственного развития города.
Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является административным центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, центром Уральского федерального округа, ядром единого исторически сложившегося экономического региона.
В конце XX - начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технический, финансовый, политический, культурный и организационный центр. В этих условиях возрастала потребность в разработке качественно нового планирования развития города.
К сожалению, у Екатеринбурга до 2003 г. не было официально утвержденного долгосрочного плана, который давал бы ясные представления о перспективах развития. Последний по времени прогнозный документ «Концепция экономического и социального развития г. Свердловска на 1991 – 1995 гг. и на период до 2010 г.» был разработан специалистами в 1989 г. еще в условиях социалистической системы. Имеющийся у города Генеральный план также устарел и не соответствовал новым градостроительным и иным требованиям.
Органы местного самоуправления, научная общественность и значительная часть горожан пришли к пониманию того, что необходимо осуществлять, наряду с оперативным планированием и управлением, стратегическое управление и планирование.
Алгоритм стратегического планирования, реализованный в стратегическом плане развития Екатеринбурга, включает в себя следующие основные этапы:
Установление миссии (кредо), или иначе стратегического статуса будущего развития города – с учетом его места в региональном, национальном и мировом пространстве развития и степени его инновационной привлекательности.
Выработка и формулировка главной цели и системы подцелей развития, связанных в первую очередь с устранением (нейтрализации) негативных явлений, процессов, факторов и с одновременным усилением благоприятных факторов и конкретных конкурентных преимуществ и возможностей города.
Оценка исходной ситуации, анализ позитивных и негативных тенденций развития города, выявление ключевых проблем, которые предстоит обязательно решать.
Разработка собственно стратегического плана, включающего выявление основных (стратегических) направлений, определение программ и обоснование инновационных проектов.
Обсуждение и утверждение стратегического плана.
Реализация и мониторинг стратегического плана.
В 2000 г. в Екатеринбурге началась разработка стратегического плана развития города, которая состояла из трех этапов
На первом этапе исследований, в соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 28.06.2000 г. №674 «О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге», основная работа была направлена на формирование тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп). На этом же этапе тематическими группами был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в городах, проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, выявлены позитивные и негативные тенденции его развития, предложены различные цели, задачи и основные направления в стратегии развития города на период до 2015 г.
На втором этапе был определен методический подход к стратегическому планированию, проведены аналитические работы по подготовке целей развития, одобрены главная цель и основные стратегические направления.
В частности, научные творческие коллективы в составе 25 тематических групп и Координационный совет в течение 2001 г. собирали, анализировали и обобщали материалы, необходимые для составления стратегического плана развития Екатеринбурга на ближайшие 10 - 15 лет по важнейшим направлениям социально-экономического, демографического и пространственного развития города. В ходе исследования были обоснованы главные цели развития города; определены приоритетные направления; охватывающие социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, а на их основе предложены программы, которые будут реализовываться через систему конкретных проектов.
Третий этап разработки стратегии развития Екатеринбурга связывается с составлением собственно стратегического плана города на основе углубленного исследования узловых проблем развития Екатеринбурга.
На третьем этапе особое внимание уделялось разработке программ и кратко-, средне- и долгосрочных проектов.
Стратегический план развития города Екатеринбурга был утвержден решением городской Думы 10 июня 2003 г.
Стратегический план – это прогнозный документ, включающий некое согласованное целое: взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей.
Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, или иначе кредо, стратегического статуса (типа) будущего развития поселения. Выдвижение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые в общем задают определенные границы для траектории (вектора) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность стратегического плана.
Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как растянутый во времени сложный результирующий процесс, включающий все стороны функционирования и развития города. Исходя из названной принципиальной позиции, миссия Екатеринбурга в обозримой перспективе видится, как трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей.
В соответствии с миссией города и необходимостью реализации основной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан, главная (глобальная) цель стратегии города Екатеринбурга — обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан. Эта целевая установка реализуется на основе эффективного использования внутренних ресурсов, развития многофункциональности города, интегрированного в региональную, российскую и мировую экономику.
Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение динамического равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов всех тех, кто работает или учится в городе, посещает его в поисках развлечений, культуры, информации, знаний.
Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.
Достижение главной цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них:
Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и тому подобное.
Развитие эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг, обеспечивающей интеграцию в региональную, национальную мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и прочее.
Создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города: совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.
Улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания.
Формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления: партнерство в экономической, социальной и культурной сферах, выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и тому подобное.
На основе сформулированной стратегической цели и подцелей определяются основные стратегические направления:
1. Сохранение и развитие человеческого потенциала.
2. Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов.
3. Развитие среды проживания горожан.
4. Развитие рынка товаров и услуг.
5. Развитие транспорта, складского хозяйства и связи.
6. Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры.
7. Развитие гражданского общества и местного самоуправления.
8. Генеральный план-город для человека.
Целевые установки реализуются посредствам стратегических программ, определяющих направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий, охватывающих все сферы жизнедеятельности города и имеющих свои тактические (локальные) цели. В свою очередь, программы конкретизируются в реальные проекты с количественными измерениями и четким временным горизонтом. Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.
Стратегический план не является традиционным комплексным планом социально-экономического развития, а помогает обеспечить концентрацию основных усилий на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города. Тут важно понять, что именно закладывается в рамках мегапроекта в основании хозяйства и социальных конструкций города. Это не решение всех многочисленных проблем, а скорее путеводная нить в динамичном развитии. Нить, в чем-то подобная генетическому коду, который, имея весьма малый удельный вес в живом организме, тем не менее делает его гармоничным, самоорганизующимся, живущем и движущимся в окружающем мире.
Контрольные вопросы к теме 29
Концептуальные основы стратегического плана развития города Екатеринбурга.
Что включает в себя алгоритм стратегического планирования?
Раскройте исходные конкурентные возможности города Екатеринбурга.
Дайте характеристику стратегических направлений, программ и проектов развития города Екатеринбурга.
5. Чем отличается стратегическое планирование от долгосрочного?
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19