15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.
В условиях кризиса ключевую роль играет бюджетная политика Правительства. планируемые расходы сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года (важная антикриз. Мера) + сокращение значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
Стратегия выхода из экономического кризиса страны в целом и ее регионов предполагает ведущую роль государства как локомотива в совершенствовании действующего законодательства, оптимизации экономических регуляторов, стимулировании хозяйственной деятельности, адекватной переориентации экономических, социальных и экологических структур, становлении гражданского общества.
Все программы носят целевой характер. Их объектом обычно являются отрасли и регионы, находящиеся в тяжелом положении; социальная сфера. Программы бывают обычные и чрезвычайные; по времени действия они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Антикризисный процесс начинается с комплексной оценки финансово-экономического состояния. Без диагностики причин могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры.
Основными этапами антикризисного управления являются:
-диагностика финансово-экономического состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;
-разработка плана финансового оздоровления;
-регулирование процесса финансового оздоровления;
оценка глубины финансового и экономического кризиса и эффективности мероприятий по финансовому оздоровлению;
-выбор и реализация антикризисных процедур.
Действия руководства страны и денежных властей. В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 2,6 % ВВП, из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
субординированные кредиты — 450 млрд рублей;
рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
рекапитализация банков — 75 млрд рублей;
рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд руб.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд р;
снижение налогового бремени — 220 млрд р;
поддержка отраслей — 52 млрд р;
меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.
Меры на 2009 год:
1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. вкладывать деньги в предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда,
3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. ( методы госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. … Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.
5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
7. реализовывать ответственную макроэкономическую политику, … предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.
На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд р., из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд р., на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд р., на помощь регионам — 300 млрд р., на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд р.
2009 год: поправки к Бюджетному кодексу новая ред. закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).
В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал.
20 апреля 2010 года Путин : «Рецессия в нашей экономике закончилась».
Антикризисная поддержка промышленности в России включала в себя широкий набор инструментов: от стимулирования спроса на отечественную продукцию до прямой финансовой поддержки предприятий. В сравнении с другими странами Правительство РФ применило наиболее разнообразный набор инструментов и охватило самый широкий круг отраслей. Это стало возможно благодаря сделанным в докризисные годы финансовым накоплениям и тому, что наша страна не является членом ВТО и не ограничена в субсидировании и преференциях отечественным производителям. Это позволило поддержать самые пострадавшие в кризис отрасли — авто-, авиа-, судостроение и другие отрасли машиностроения. Однако желаемый результат не всегда был достигнут. Причина не только в неэффективной или несвоевременной реализации, а часто — в неконкурентоспособности целевой отрасли как таковой. Закономерный итог – низкая эффективность мер по стимулированию спроса, т.к. производимая продукция оказывалась не востребована потребителями. В большинстве случаев выделяемые напрямую финансовые средства тратились на покрытие операционных расходов, а не на инвестиции и модернизацию производства. В таких случаях ситуация не улучшалась – она, благодаря вливанию государственных средств, лишь консервировалась.
Снижение налога на прибыль в России (с 24% до 20%) стало одной из самых неэффективных мер в кризис. Эффект от снижения налога напрямую зависел от финансового результата отрасли и был тем выше, чем прибыльней была отрасль. В результате при потерях бюджета от снижения налога в 2009 г. для промышленности на 115 млрд руб. практически весь эффект от меры пришелся на добывающие отрасли и обрабатывающие отрасли первого передела – т.е. практически не помог отраслям, находящимся в наиболее тяжелом положении. Важно отметить, что и до кризиса уровень налоговой нагрузки в России был среди крупнейших экономик мира одним из самых низких. При этом практически все страны в кризис наоборот налоги повышали для компенсации сокращения доходов государственного бюджета.
Необходим переход от антикризисной промышленной политики, основанной на наборе компенсационных мер, к долгосрочной — с программой стимулирующих мер, направленных на модернизацию. Сегодня государство в рамках модернизационной политики делает акцент на свое прямое участие. Но и до кризиса Россия занимала первое место в мире по доле государства в финансировании НИОКР (более 60%), причем не из-за абсолютных объемов господдержки, а за счет минимального участия бизнеса. Для того чтобы развивались инновационные отрасли нужно, чтобы в этом был заинтересован сам бизнес. Заинтересовать бизнес можно только потенциальной прибыльностью, сопоставимой с деятельностью по извлечению природной ренты. Необходимо не только усиливать налоговое стимулирование инноваций, но и увеличивать налогообложение нетехнологичных отраслей с целью снижения их рентабельности и стимулирования перетекания капитала в новые промышленные сектора.
Билет №16.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.