logo search
OTVET_GEK_2011

15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

В условиях кризиса ключевую роль играет бюджетная политика Правительства. планируемые расходы сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года (важная антикриз. Мера) + сокращение значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

Стратегия выхода из экономического кризиса страны в целом и ее регионов предполагает ведущую роль государства как локомотива в совершенствовании действующего законодательства, оптимизации экономических регуляторов, стимулировании хозяйственной деятельности, адекватной переориентации экономических, социальных и экологических структур, становлении гражданского общества.

Все программы носят целевой характер. Их объектом обычно являются отрасли и регионы, находящиеся в тяжелом положении; социальная сфера. Программы бывают обычные и чрезвычайные; по времени действия они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Антикризисный процесс начинается с комплексной оценки финансово-экономического состояния. Без диагностики причин могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры.

Основными этапами антикризисного управления являются:

-диагностика финансово-экономического состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;

-разработка плана финансового оздоровления;

-регулирование процесса финансового оздоровления;

оценка глубины финансового и экономического кризиса и эффективности мероприятий по финансовому оздоровлению;

-выбор и реализация антикризисных процедур.

Действия руководства страны и денежных властей. В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 2,6 % ВВП, из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:

субординированные кредиты — 450 млрд рублей;

рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;

рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;

рекапитализация банков — 75 млрд рублей;

рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд руб.

Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд р;

снижение налогового бремени — 220 млрд р;

поддержка отраслей — 52 млрд р;

меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;

приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.

Меры на 2009 год:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. вкладывать деньги в предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда,

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. ( методы госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. … Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

7. реализовывать ответственную макроэкономическую политику, … предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд р., из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд р., на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд р., на помощь регионам — 300 млрд р., на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд р.

2009 год: поправки к Бюджетному кодексу  новая ред. закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).

В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.

30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал.

20 апреля 2010 года Путин : «Рецессия в нашей экономике закончилась».

Антикризисная поддержка промышленности в России включала в себя широкий набор инструментов: от стимулирования спроса на отечественную продукцию до прямой финансовой поддержки предприятий. В сравнении с другими странами Правительство РФ применило наиболее разнообразный набор инструментов и охватило самый широкий круг отраслей. Это стало возможно благодаря сделанным в докризисные годы финансовым накоплениям и тому, что наша страна не является членом ВТО и не ограничена в субсидировании и преференциях отечественным производителям. Это позволило поддержать самые пострадавшие в кризис отрасли — авто-, авиа-, судостроение и другие отрасли машиностроения. Однако желаемый результат не всегда был достигнут. Причина не только в неэффективной или несвоевременной реализации, а часто — в неконкурентоспособности целевой отрасли как таковой. Закономерный итог – низкая эффективность мер по стимулированию спроса, т.к. производимая продукция оказывалась не востребована потребителями. В большинстве случаев выделяемые напрямую финансовые средства тратились на покрытие операционных расходов, а не на инвестиции и модернизацию производства. В таких случаях ситуация не улучшалась – она, благодаря вливанию государственных средств, лишь консервировалась.

Снижение налога на прибыль в России (с 24% до 20%) стало одной из самых неэффективных мер в кризис. Эффект от снижения налога напрямую зависел от финансового результата отрасли и был тем выше, чем прибыльней была отрасль. В результате при потерях бюджета от снижения налога в 2009 г. для промышленности на 115 млрд руб. практически весь эффект от меры пришелся на добывающие отрасли и обрабатывающие отрасли первого передела – т.е. практически не помог отраслям, находящимся в наиболее тяжелом положении. Важно отметить, что и до кризиса уровень налоговой нагрузки в России был среди крупнейших экономик мира одним из самых низких. При этом практически все страны в кризис наоборот налоги повышали для компенсации сокращения доходов государственного бюджета.

Необходим переход от антикризисной промышленной политики, основанной на наборе компенсационных мер, к долгосрочной — с программой стимулирующих мер, направленных на модернизацию. Сегодня государство в рамках модернизационной политики делает акцент на свое прямое участие. Но и до кризиса Россия занимала первое место в мире по доле государства в финансировании НИОКР (более 60%), причем не из-за абсолютных объемов господдержки, а за счет минимального участия бизнеса. Для того чтобы развивались инновационные отрасли нужно, чтобы в этом был заинтересован сам бизнес. Заинтересовать бизнес можно только потенциальной прибыльностью, сопоставимой с деятельностью по извлечению природной ренты. Необходимо не только усиливать налоговое стимулирование инноваций, но и увеличивать налогообложение нетехнологичных отраслей с целью снижения их рентабельности и стимулирования перетекания капитала в новые промышленные сектора.

Билет №16.