15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
Фед-ция (лат. Foederatio – союз, объед-е) – сп-б распред-я единого гос. сувер-тета между центральными ОГВ и органами вл. самост-ных терр-но-г-венных(ТГО) или нац-ног-ных образ-й(НГО) (S-тов фед-ции – штатов, земель, провинций (Канада, Пакистан), кантонов, эмиратов, респ-к, краёв, обл., ГФЗ, АО, АОбл), из кот. терр-но сост. Фед-ция, и кот. наделены собств. гос. полномочиями, не зав. от центральной вл.
Федеративная компетенция реал-ся ФОГВ, реш-я кот. обязат-ны для S-тов фед-ции. Компетенцию S-тов фед-ции реал-ся незав. от ФОГВ.
SS фед-ции сохр- т пр-ки г-вености.
Основные цели фед-зма:
- примирение ед-ва и разнообразия;
- защ. от тирании центральных вл.;
- созд-е усл-й для уч-я насел-я в полит. пр-сах на неск. ур. вл.;
- выступл-е в кач-веформы (пути) к стимулир-юноваторских идей на ур. рег. и местных вл.
Типы фед-ций:
1. По сп-бу созд-я:
- договорные, на осн. союза, объед-я незав. г-в (Танзания (1964г) = Танганьика + Занзибар, объед-я или вступл-я в союз гос. образ-й или полит. ед-ц, имевших факт-ки (но не юр-ки) некот. пр-ки г-венности (США, ОАЭ, Щвейцария);
- к-ные, на осн. автономии – созданы «сверху», актами ФОГВ (Индия при реорг-ции фед-ции в 1956г., Пакистан на осн. К-ции 1973г.). SS таких фед-ций не обладают сув-том (к-ные полож-я о внутр. сув-те S-тов в таких фед-циях относятся лишь к самост-ному реш-ю ими внутр. вопросов), зачастую не имю собств. к-ций, их гр-цы иногда изм-ся актами ФОГВ (парл-та). При этом мн-е S-тов фед-ции д.б. выслушано, но оно им. лишь консультативный х-р (Индия).
Дел-е фед-ций на указанные 2 г-пы в совр. усл-х им. преим-венно ист-кий х-р. ныне мн. Фед-ции явл-ся к-но-договорными, сочетающими оба подхода.
2. По стр-ре: симметричные и асимм-ные. Симметричные – в с-в фед-ции входят только однопорядковые SS (земли в ФРГ, эмираты в ОАЭ), неS-тов – фед. тер-рий, влад-й и т.п. - в её с-ве нет. Абсолютно симм-ная фед-ция предпол-т полное равноправие S-тов, их одинак. статус и полномочия. На пр-ке таких фед-ций нет. Ближе всех к этому Австрия и ФРГ. В ФРГ земли представлены неодинак. в Б-рате, в ОАЭ эмираты им. неодинак. предст-во в однопал. консультативном Нац. собр-и.
3. По степ. централизации. Это различие опр-ся не ст-ко путём анализа к-ных док-тов, ск-ко пр-кой пол-кой, реальным пол-м дел.
- интеграционные (централизованные)– при сохр-и особ-тей с-вных частей высока степ. центр-зации;
- деволюционные (относит. децентр-зованные) – прблдает тенденция всё большего учёта специфики разл. S-тов фед-ции.
4. По пр-пу созд-я: нац-но-тер-ный, тер-ный и к-сно-тер-ный.
SS фед-ции и их правовое полож-е.
SS фед-ции часто им. свои к-ции, кот. не нужд-ся в утв-и ФОГВ (в США, ФРГ – все SS, в Индии свой к-ный закон им. только шт. Джамму и Кашмир, в провинциях Пак-на и у шт. Венесуэлы к-ций нет).
SS фед-ции создают свои одно- или 2-хпал. парл-ты, кроме ОАЭ, где кажд. эмиратом упр-т абсолютный монарх – эмир. Парл-ты издают местные законы.
SS фед-ции имеют свои ОИВ, в т.ч. пр-во (губе-р, ПМ), могут им. собств. судеб. с-му, в т.ч. ВС, дейст-щую параллельно с фед. судами (США), но во мн. Фед-циях (Канада) у SS фед-ции собств. судеб. с-мы нет.
SS фед-ции могут им. своё гр-во (США+, Индия и Пак-н-).
Иногда SS фед-ции им. свои символы (герб, флаг, столицу), могут закл-ть между собой неполитич. союзы, эк-кие и к-рные соглаш-я с SS фед-ций др. г-в, а иногда и с др. г-вами.
Возможны дог-ры о разгранич-и полномочий фед-ции и её SS.
Иногда SS фед-ции создают свои предст-ва в др. г-вах, но только с разреш-я МИД для вып-я задач эк-кого и к-рного х-ра.
SS фед-ции предст-ны в верхней пал. фед. парл-та, кот. счит-ся специфич. органом выраж-я их интер. Они им. в этой пал. равное предст-во, незав. от числ-ти Н. (по 2 сен-ра от кажд. шт. в США, по 3 – в Бразилии), или неравное, кот. завю от числ-ти Н., хотя и не проп-но ему.
SS фед-ции иногда создают свои координационные органы (совет гл. пр-в шт., нац. ассамблея легислатур – законодат. органов шт.), иногда неск. SS фед-ции объед-ся в крупные эк-кие р-ны, кот. образуют разл. эк-кие ком-ты по разл. совместным программам.
SS фед-ции пр. вых. из фед-ции не им.
НеS-ты в фед. г-вах:
Наряду с S-тами фед-ции, кот занимают всю (Австрия, РФ) или подавляющую часть тер-рии г-ва, сущ-т и др. части фед. г-ва:
- фед. тер-рии или союзные тер-рии (Виргинские о-ва США);
- фед. владения – обычно это прибрежные о-ва, кот. не населены или насел-е кот. им. переменный с-в – сл-ба маяков, метеост. и т.д. (Венесуэла). Полностью упр-ся ФОГВ, лишь в отд. из них есть племенные советы;
- фед-ный или столичный округ (Колумбия в США, Бразилия в Бразилии);
- ассоциированные штаты, занимающее особое полож-е (Пуэрто-рико в США). Теор-ки незав-мы, но отв-ть за их об. и внеш. снош-я несёт пр-во США, сами они никаких внешнеполитич. акций не осущ-т.
С-вные части фед-ций, не явл-ся S-тами, своих к-ций не им. В некот. случ. они создают местные парл-ты, кот. в Индии принимают даже местные зак., но эти зак. требуют санкции назн-мого губе-ра, да и сами парл-ты дейст-т скорее как совещат. органы
НеS-ты фед-ции за редким искл. не предст-ны в верхней пал. фед. парл-та (в Бразилии и Нигерии они посылают предст-лей в Сенат, но меньшее число, чем шт.). В США неS-ты посылают 1 делегата (резидент-комиссара) в пал. предст-лей с пр. совещат. гол.
Сущ-т неск. сп-бов размежевания предметов вед-я и полномочий фед-ции и её SS, в осн. кот лежит разл. сочет-е 4-х эл-тов:
1. Искл-ные полномочия фед-ции.
2. Искл-ные полномочия SS фед-ции.
3. Совместная (конкурирующая) компетенция фед-ции и её SS.
4. Остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных эл-тов.
Для осущ-я искл-ных полномочий фед-ции на тер-рии SS фед-ции созд-ся тер-ные фед. органы – делегатуры (упр-я, отделы) мин-в, заним-хся вопр. общефед. компетенции (МВД, юстиции и т.д.). Если эти вопр. нах-ся в совместной компетенции фед-ции и её SS, такие органы обычно нах-ся в двойном подчин-и соотв-щих ФОГВ и ОГВ SS фед-ции.
Формы уч-я SS фед-ции в реш-и общег-ных вопр.:
1. Осущ-е совместной компетенции фед-ции и её SS, в т.ч. изд-е зак. SS фед-ции, при приоритете фед. зак-ва.
2. Созд-е особой верхней пал. в парл-те (Сенат), рассм-мый как специфич. орган предст-ва SS фед-ции.
3. Авт-кое вкл-е по долж-ти ДЛ SS фед-ции в ФОГВ.
4. Предст-во SS фед-ции при центральных ОГВ.
5. Периодич. (не реже 1 р. в год) созываемые совещ-я ПМ фед-ции и ПМ-ров (губер-ов) её SS, рез-ты кот. иногда могут оформл-ся ФЗ или использ-ся в пр-кой деят-ти ИОГВ.
6. Совещ-я през-та и глав ИВ SS.
7. Совещ-я рук-лей одноимённых ФОИВ и ОИВ SS фед-ции с Ц формир-я пол-ки в дан. отр. эк-ки, упр-я или корд-ции пр-ких действий.
8. Уч-е SS фед-ции
Виды фед. контроля за собл-м К-ции, ФЗ S-тами фед-ции:
1. Регулярный, его виды:
- к-ными и ин. судами за соотв-м НПА S-тов фед-ции фед-ной к-ции;
- ФОИВ;
- фин. контроль за правильным использ-м фед-ных субсидий.
2. Фед. принужд-е – чрезвыч. сп-бы фед. контроля:
А. «Жёсткие»:
- введ-е ЧП на тер-рии S фед-ции или её части, неск. SS;
- прямое през-кое правл-е тер-рии S фед-ции или её части, неск. SS. На основании указа през-та деят-ть ЗОГВ S фед-ции приостан-ся, или он м.б. распущен (его полномочия осущ-ся фед. парл-том, пр-во S фед-ции смещ-ся или, его деят-ть приостан-ся, вся полнота вл. по упр-ю S-том фед-ции переходит к през-ту. Он назн-т для этого своего предст-ля.
- фед. интервенция (вмешат-во) – то же + использ-е армии.
- приостановл-е собств. упр-я S фед-ции - то же, только осущ-ся ПМ-ром с последующим утв-нием парл-том в парл-ких респ-ках и парл-тарных монархиях.
Б. «Мягкие»:
- резервир-е зак. S фед-ции по некот. вопр. на усмотр-е главы г-ва. Осущ-ся в тех фед-циях, где в S-тах есть предст-ль фед-ции (губе-р), кот. подпис-т зак. S фед-ции для вступл-я их в силу. Он может не подписать закон, если нах-т опр-ное несоотв-е) и представить его на рассм-е гл. фед-ции (пр-ки фед. пр-ву). Оно и решает согласиться с зак. или факт-ки отменить его.
- фед. законодат. замещ-е – временное изъятие полномочий S-та принимать зак. по конкр. вопр., если S не справл-ся с конкр. зад. В этом случ. приним-ся ФЗ, теряющие силу при последующем принятии необ-мого зак. S фед-ции.
Особ-ти РФ
три вида субъектов:
-республики-государства, образованные по национально-территориальному принципу;
-края, области, города федерального значения - гособразования, созданные по территориальному принципу;
-автономная область, автономные округа - национально-государственные территориальные образования.
смешанный пр-п постр-я фед-ции – НТО (респ-ки, АО, АОбл) и АТО (края, обл., ГФЗ);
«матрешечная» стр-ра фед-ции, когда одни субъекты (АО) входят в с-в др.;
асимм-ть РФ.
Пол-ко-правовая асимметрия доп-ся эк-кой асимметрией, неравномер-ть СЭ-кого р-тия регионов.
Пр-пы ГУ РФ:
приоритета и рав-ва П и С Ч и Г на всей тер-рии РФ;
равноправия и самоопред-я народов в рамках РФ;
постр-е РФ по смешанному нац-но тер-ному и адм-но-тер-ному пр-пу;
принцип разграничения ПВ и П властей в РФ по вертикали между ФОГВ и ОГВ S-тов РФ;
гос. целостность;
равноправие S-тов РФ в их взаимоотн-х между собой и с РФ в целом;
разнопорядковость S-тов РФ по их г-но-правовому статусу;
верхов-во К-ции РФ и ФЗ на всей тер-рии РФ.
1. Общие принципы | Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти |
2. Террит. деление и террит.единицы | S фед-и: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно |
3. Наличие выборных ОВ | Обязательно |
4. Определение полн-ий и механизма формирования территориальных ОВ | Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) |
5. Издание правовых актов | По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению («презумпция компетенции субъектов») |
6. Атрибуты государственности | Конституции (Уставы), часто – официальный язык, свое гражданство, государственная символика |
7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе | Равноправное разнообразие |
8. Примеры | США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария |
Типы
| Дуалистическая федерация | Кооперативная федерация | Централизованная федерация |
1. Сферы законодательных полномочий (по Конституции) |
|
|
|
2. Распределение полномочий исполнительной власти | Независимые системы ОИВ у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий | У федерации – только центральные ОИВ; на территориях действуют только ОИВ субъектов, которым федерация делегирует полномочия | ОИВ субъектов подконтрольны и подотчетны, часто подчинены федеральным |
3. Бюджетный федерализм | Редкие федеральные гранты и программы, в остальном – взаимная независимость | Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов | Финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете, откуда распределяются по усмотрению федерации |
4. Примеры | США, Австралия | ФРГ, Швейцария | Индия, Пакистан |
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.