logo search
OTVET_GEK_2011

14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.

Причины перехода к практике стратегического планирования:

2) Усложнение внутренней и внешней среды городов;

3) Усиление социальных конфликтов и проблем (рост безработицы; поляризация доходов и возможностей населения, дифференциация социальных статусов населения, снижение занятости в отраслях промышленности).

4) Стремление продвинуться в решении городских классических проблем, в т.ч.: улучшение инфраструктуры города (транспортной и иной инфраструктуры);

цели разработки стратегии на муниципальном уровне:

• выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;

• определение вектора развития экономики муниципального образования;

• выяснение в результате дискуссий и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;

• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;

• содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.

- необходимость привлечения заемных средств международных финансовых институтов

Концепция СУ в РФ: практика на основе заруб.опыта, отождествление города с круп.предприятием (перенос ком.методов)

Объекты СУ: мун.хоз-во, тер-рия МО, группа объектов (инфр-ра, население, экология, совок-ть орг-ий)

Субъекты-заказчики (население, ОМС, бизнес-сообщество), Субъекты-испол-и: спецорганы СП и исп-я решений субъекта-заказчика.

Стратегическое планирование в современных условиях - это самостоятельная функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. (Возможность адаптироваться в случае изменений – отличие СП от системы обычного долгосрочного планирования).

Элементы стратегического плана:

1) стратегический проект, представляющий собой набор элементарных стратегий и

2) стратегическую программу, определяющую способы реализации проекта (более подвижная часть). «Стратегичность» плана не зависит от времени реализации проекта. Это – параметр программы

Специфика стратегического мун. проекта - состоит из 2 главных элементов – стратегических задач и технических элементов. Стратегические задачи – это количественные параметры услуг, которые должны быть представлены жителям муниципального образования. Виды услуг предписываются федеральными законами, уставами муниципальных образований, что и определяет в конечном итоге состав муниципальных стратегических задач. А вот объемы – они определяются органами местного самоуправления. Технические проекты – это целевые образы пассивной техники, реализуемые, как правило, на основе муниципального заказа (проекты дорог, сооружений, генплан города). Технические проекты фиксируются в составе стратегических планов в виде отдельных программ

Отличие стратегии от оперативного плана: цель СП – изм-е стр-ры, вида деят-ти. Оперативный – способ функционирования выбранной стратегии.

Общая методология СП – предплан. анализ, SWOT- анализ, опр-е миссии и целей, формулировка показателей и способов достижения целей, разработка конкретных(ой) программ(ы) для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.

Виды СПроектов:

если необходимость в стратегическом проекте порождается внешними изменениями, то он является реактивным. (Многие городские стратегии в России, разработанные в 2008 - 2010 годах, имеют антикризисную направленность. Противоположность - проекты наступательные.

Проблемы: проблемы методологического характера, законодательные пробелы, отсутствие финансирования, несоответствие полномочий, а также ограничения рамками периода избрания времени реализации утвержденных стратегий; вовлечение в процесс СП гражданского общества, отсутствие кадров, качество предплановых анализов (статистика) и самих планов, мониторинг реализации стратегических планов. Все заканч-я планом

Билет № 15