logo search
OTVET_GEK_2011

1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.

Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Под федерализмом понимается форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы:

Становление государственной системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства и тенденциями развития федеративных отношений в России.

Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.

Фактически провозглашение некоторыми республиками суверенитета и независимости началось в 1990 г. Федеративный договор, подписанный в 1992 г., закрепил статус всех территориальных образований как субъектов РФ. Республики, самостоятельно провозгласившие суверенитет, формально должны быть самостоятельными государствами, т.е. на самом деле договор был о вхождении их в состав РФ (его не подписали Чечня и Татарстан).

Современный федеративный характер российской государственности получил законодательное закрепление в Конституции 1993 г. В главе «Федеративное устройство» закрепляются основы федерализма, дается перечень наименований всех входящих в состав РФ субъектов, определяется порядок регулирования и статусов взаимоотношений между ними, конкретизируются предметы ведения РФ, совместного ведения. Субъектам федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать систему ОГВ.

Но общие конституционные принципы не отражают всей сложности федеративного устройства и многообразия федеративных отношений в России.

Особенности российского федерализма:

С 1994 г. подписываются двухсторонние договоры между республиками и РФ. В них речь шла о двух видах полномочий, предметах совместного ведения и предметах исключительного ведения.

До 1999 г. не было ни одного законодательного акта, который напрямую бы регулировал вопросы, связанные со статусом субъекта, т.е. они регулировались двухсторонними договорами. До 1995 г. они управляются централизованно через глав администраций, назначаемых из центра.

К 1999 г. разрабатываются уставы субъектов, начинают проводиться выборы Губернаторов и Глав администраций.

Таким образом, субъекты приближаются к статусу республик. К 1997 г. начинают подписываться договоры по предметам совместного ведения, а предметы исключительного ведения остаются в ведении РФ.

С 1999 г. начинается обратный процесс наступление центра. Это проявляется в том, что приостанавливается подписание двухсторонних договоров.

В 1999 г принимаются некоторые законы, которые решают вопросы между федерацией и субъектами:

1. ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочии между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ» (24. 06. 99).

Перераспределению подлежат только предметы совместного ведения, а исключительного ведения перераспределению не принадлежат. Это означает, что ранее подписанные договоры недействительны.

Разработан особый порядок разработки договора. Раньше они подписывались главой администрации, а теперь в разработке должны участвовать законодательные органы и пройти согласование в Совете Федерации.

2. Закон о внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. До этого субъекты самостоятельно регулировали внешне-экономическую деятельность по распоряжению недрами. Закон устанавливает процедуру согласования с МИДом и другими министерствами РФ.

3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов федерации» (6.10. 99). Это первый ФЗ, который напрямую регулирует вопросы государственной власти во всех субъектах федерации, вводит унифицированную систему ОГВ во всех субъектах (это признак унитаризации государства), ограничивает власть и ресурсы высших ОГВ субъектов Федерации.

Положения закона:

В любом федеральном государстве механизм формирования ОГВ – прерогатива субъекта, а данный закон мало соответствует принципу федерализма.

В целях укрепления власти в стране Президент РФ Указом oт 13. 05. 2000г. создал 7 федеральных округов и назначил полномочных представителей, наделенных широкими полномочиями.

Изменилось формирование Совета Федерации – раньше в него входили губернаторы, сейчас они в него входить не могут, а назначают своих представителей.

Перспективы развития федеративных отношений:

1. Может быть заложено в программе Президента усиление роли федеральною законодательства.

2. Второй вариант – закрепление статуса-кво, например, вопросы, связанные со статусом.

3. Усиление власти за счет полномочных представителей. Это зависит от переданных им ресурсов (финансовым и распорядительным полномочиям).

4. В связи с формированием федеральных округов актуализировалась идея укрупнения субъектов федерации. В рамках существующего строя унификация и централизация невозможна, региональные элиты настолько укрепились, что справится с ними можно только военными силами. Таким образом, остается один вариант – некоторое унифицированное разнообразие. У этого неравенства должны быть свои границы – право, экономика и финансы (с точки зрения перераспределения бюджетных средств).

Классического федерализма в России нет и не будет. Он предполагает равенство субъектов, у всех субъектов должен быть обязательный минимальный объем власти (в РФ некоторые субъекты находятся в зависимости от федеральных властей).

На территории РФ есть и будут разные субъекты с разным статусом, что определяется экономическим и географическим положением и даже политической конъюнктурой.

Политико-правовая асимметрия дополняется экономической асимметрией, неравномерность социально-экономического положения регионов усилилась. Из 89 субъектов только 10 являются прибыльными. Характер взаимоотношений между центром и регионами определяется, в основном, объемом и порядком распределения финансовых ресурсов. Методы распределения трансфертов из федерального бюджета несовершенны. Центр пока не научился регулировать федеративные отношения с помощью существующей трансфертной схемы.

Таким образом, особенности современного государственного устройства России порождают ряд проблем, связанных с развитием и регулированием федеративных отношений, необходима дальнейшая разработка научных основ региональной стратегии и политики в рамках государственного управления.