logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления

Федеральный закон о местном самоуправлении 2003г. закрепляет обязательность наличия в муниципальном образовании представительного органа.

Представительный орган муниципального образования – это выборный орган, состоящий из депутатов, избираемый на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Он обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования. К его ведению относятся: принятие устава муниципального образования, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, порядка распоряжения муниципальной собственностью и другие наиболее важные функции.

Количественный состав представительного органа зависит от числа жителей муниципального образования.

Федеральным законом 2003 г. установлен нижний предел численности представительного органа исходя из численности населения и типа муниципального образования. Цель установления такого предела – приближение депутатов к своим избирателям и снижение роли субъективного фактора при принятии коллегиальных решений. В малых поселениях (до 1000 жителей) должно быть не менее 7 депутатов; от 1 до 10 тыс. жителей – не менее 10 депутатов; от 10 до 30 тыс. жителей – не менее 15 депутатов; от 30 до 100 тыс. жителей – не менее 20 депутатов; от 100 до 500 тыс. жителей – не менее 25 депутатов, а в городах с населением свыше 500 тыс. человек – не менее 35.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15, а внутригородской территории города федерального значения – менее 10. Верхний предел численности депутатов закон не ограничивает.

Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает две схемы:

1) депутаты избираются населением по обычной схеме, однако число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 общего числа депутатов представительного органа муниципального района;

2) представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых с равной нормой от каждого поселения, независимо от численности населения.

Согласно Уставу муниципального образования «город Екатеринбург» численный состав городской Думы - 35 депутатов, избираемых на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной (не на штатной) основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленного численного состава депутатов.

Основной формой деятельности представительного органа являются сессии (заседания), периодичность которых определяется уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на его территории. Порядок избрания главы муниципального образования был изложен выше. В пределах своих полномочий глава муниципального образования:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Глава муниципального образования подотчетен и подконтролен населению и представительному органу муниципального образования.

Помимо решения кадровых, представительных и иных вопросов глава муниципального образования заключает все хозяйственные договоры, открывает счета в банках, распоряжается средствами местного бюджета, подписывает финансовые документы, издает нормативные и другие правовые акты.

Деятельность главы муниципального образования связана с системой исполнительного аппарата местного самоуправления и взаимоотношениями с городской Думой.

Исходя из требований Федерального закона №131-ФЗ о местном самоуправлении, наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и местных традиций.

Местная администрация.

Местная администрация является исполнительно–распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования, необходимыми полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными государственными полномочиями, переданными муниципальному образованию.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. регламентирует порядок избрания главы муниципального образования или назначения на должность главы местной администрации.

Если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он должен избираться на муниципальных выборах.

Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, то глава местной администрации назначается на должность по контракту представительным органом муниципального образования по результатам конкурса на срок, установленный уставом муниципального образования.

В Уставе муниципального образования «город Екатеринбург» зафиксированы следующие организационно-распорядительные полномочия администрации по вопросам местного значения:

1) она совместно с финансовым органом, исполняющим бюджет, разрабатывает проект бюджета муниципального образования, исполняет бюджет, составляет отчет о его исполнении;

2) осуществляет внутренние заимствования и выдает муниципальные гарантии, предоставляет финансовую помощь из бюджета муниципального образования;

3) осуществляет эмиссию муниципальных облигаций и других ценных бумаг в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством и городской Думой;

4) разрабатывает текущие и перспективные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивает их выполнение и др.

Структура Администрации города Екатеринбурга разрабатывается Главой Екатеринбурга и утверждается городской Думой. Штатное расписание Администрации города Екатеринбурга, типовая структура администраций районов устанавливаются Главой Екатеринбурга самостоятельно.

В составе Администрации города устанавливаются должности первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга, глав администраций районов, полномочия которых определяются Главой Екатеринбурга.

Структуру Администрации города Екатеринбурга образуют отраслевые (функциональные) и территориальные органы.

Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Екатеринбурга (управления, комитеты, отделы) осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы.

Территориальными органами Администрации города Екатеринбурга являются администрации районов.

Контрольные вопросы к теме 24:

  1. Какие органы местного самоуправления могут существовать в муниципальном образовании и какие из них являются обяза­тельными?

  2. По каким основаниям классифицируют органы местного само­управления?

  3. Чем различаются модели организационных структур местного самоуправления по федеральным законам 1995 и 2003 гг.?

  4. Какие варианты статуса главы муниципального образования предусмотрены Федеральным законом 2003 г.?

  5. Что означает принцип разделения властей применительно к органам местного самоуправления?

  6. Какие исключительные полномочия закреплены за представительным органом местного самоуправления? В чем смысл этого за­крепления?

  7. Какие вы видите плюсы и минусы статуса главы местной администрации, нанимаемого по контракту?

  8. Какие типы структурных подразделений имеются в составе местной администрации?

  9. Какие способы формирования контрольного органа муниципаль­ного образования предусмотрены Федеральным законом 2003 г.?

  10. Какие ограничения и с какой целью накладываются на депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления?

  11. Какие социальные гарантии имеют депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления?