3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
Приватизация – это процесс перехода имущества из государственной собственности в частную.
Согласно ФЗ «О приватизации гос. и муниц. Имущества» от 2001 года под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности МО, в собственность физических и (или) юридических лиц.
. Порядок и условия приватизации регулируются ФЗ № 178 – ФЗ, НПА ОМСУ, ГК РФ.
Согласно 131 – ФЗ все доходы, полученные от аренды и иного использования МИ в полном объеме поступают в местный бюджет. Приватизация МИ осуществляется ОМСУ самостоятельно. НПА представительного органа МО определяется:
компетенция ОМСУ в сфере приватизации МС
порядок планирования приватизации МС,
порядок принятия решения об условиях приватизации МС.
Приватизация МС осуществляется только способами, указанными в ФЗ 178, которые построены таким образом, чтобы МИ возможно было продать по выгодной цене
Приватизация МИ: ФЗ «О приватизации»
Должна быть принята программа Управления МИ (перечень объектов что мы можем продавать, приватизации ПО МО, должна быть принята до принятия бюджета);
объявление о приватизации;
назначается начальная цена (независимый оценщик, имеющий лицензию);
Конкурс – условия: инвестиционные или социальные;
Аукцион (открытый по составу участников, торги (устанавливается шаг) либо конверты с условиями);
Оформление договора – первый взнос – 20% цены;
Вне конкурса, если торги не состоялись (публичное предложение (цена падает) или без объявления цены).
Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида имущества.
В отношении унитарных предприятий необходимо:
определить их оптимальное количество. Осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
провести приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование;
определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства.
В отношении пакетов акций:
проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет;
приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по адекватной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и другие) и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента;
проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности, маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них;
при приватизации акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться, прежде всего, на отрасли, дающие быструю отдачу и являющиеся «локомотивными».
Приватизация = земельный налог x S x к x к деловой активности.
«+++»: Развивает частную инициативу, предпринимательский дух, повышает качество обслуживания, оживление рынка.
Разграничение имущества – одно из направлений реформы МСУ.
Ст.50 ФЗ-131 дает исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в мун. собственности. Однако данная норма окончательно вступает в силу в 2009 году. Для приведения имущества в соответствие с ФЗ, МО обязано передать в собственность РФ, SФ, приватизировать или перепрофилировать объекты, не указанные в ФЗ-131.
Одной из важных форм управления муниципальной собственностью является ее приватизация. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными ОМС самостоятельно, но в соответствии с ФЗ №123 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а также соответствующими законами субъектов РФ. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Но следует отметить, что приватизация менее эффективна по сравнению с передачей собственности в аренду и использованием земельного налога. Приватизация менее предпочтительна по ряду причин:
приватизация муниципального имущества ослабляет ресурсный потенциал МО (остается все меньше муниципального имущества);
уменьшается управляемость процессами, происходящими на территории местного сообщества;
утрачивается доступность к приватизированным объектам. Для регулирования процессов их развития в этом случае могут быть использованы только методы косвенного воздействия. Ограниченность доступа может существенно снизить эффективность использования имущества или вообще противоречить социальному, экономическому, экологическому развитию местного сообщества.
Приватизация муниципальной собственности, ее продажа, приносит только сиюминутную выгоду, обеспечивает одно, разовое поступление средств в бюджет МО. Причем эти поступления, как показывает практика, незначительны. Таким образом, основным направлением использования муниципальной собственности должна стать не приватизация, а другие направления: передача в аренду и широкое использование земельного налога. Ориентация в этом направлении дает постоянный, а не единовременный доход местному сообществу. Причем поступления в местный бюджет земельных платежей и доходов от сдачи в аренду имущества растут.
Используются след. Способы приватизации МС:
1) Преобразование МУПа в ОАО. Приватизация имущественного комплекса МУПа в случае, если размер уставного капитала превышает миним. Размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования МУПа в ОАО. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными ФЗ способами.
2) Продажа МИ на аукционе. На аукционе продается МС в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене МИ подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене, указывается шаг аукциона). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене МИ на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше. Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации МИ, но не более чем 4,5 миллиона установленных ФЗ минимальных размеров оплаты труда.
3) Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию.
4) Продажа гос. или муниципального имущества на конкурсе. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения МИ принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Предложения о цене подаются в запечатанных конвертах. Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20% начальной цены.
5) Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Акции ОАО могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Продажа акций ОАО через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций ОАО через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правит-вом РФ.
6) Продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения. Продажа МИ посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже МИ является публичной офертой. При продаже МИ посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано МИ (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
Право приобретения МИ принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
7) Продажа МИ без объявления цены. Продажа МИ без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за гос. или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене МИ покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
8) Внесение МИ в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. По решению ОМСУ МИ, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. При этом доля акций ОАО, находящихся в собственности МО и приобретаемых МО, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 % плюс одна акция, если иное не установлено През-том в отношении стратегических акционерных обществ. Внесение МИ, а также исключительных прав в уставные капиталы ОАО может осуществляться:
при учреждении открытых акционерных обществ;
в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
9) Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями ОАО, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций ОАО. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.
На примере СО, согласно ОЗ «О программе управления гос. Собственностью СО и приватизации гос. Имущества СО на 2008 год» от 2007 г. планируется продажа на аукционе относящихся к гос. казне СО акций следующих ОАО:
1) "Экология" - 6196 обыкновенных именных акций (100 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 6196 тысяч рублей);
2) "Оборудование общепита" - 1968 обыкновенных именных акций (100 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 1968 тысяч рублей);
3) "Тавдинский хлебозавод" - 2667 обыкновенных именных акций (49 процентов уставного капитала, номинальная стоимость акций - 2,67 тысячи рублей);
4) "Ивдельский хлебозавод" - 505 обыкновенных именных акций (48,98 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 505 тысяч рублей);
5) "Машино-технологическая станция "Сухоложская" - 1456 обыкновенных именных акций (14,22 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 0,29 тысячи рублей);
6) "Федеральная фондовая корпорация" - 30000 обыкновенных именных акций (1,59 процента уставного капитала, номинальная стоимость акций - 30 тысяч рублей).
Организацией, осуществляющей продажу гос. имущества СО, является специализированная организация по продаже гос. имущества СО - Свердловское областное гос. учреждение "Фонд имущества СО".
Предполагаемый размер доходов гос. казны СО от приватизации гос. имущества СО составит 40400 тысяч рублей, из них доходы областного бюджета - 40400 тысяч рублей. Предполагаемый размер расходов гос. казны СО, связанных с приватизацией гос. имущества СО, составит 575 тысяч рублей, из них расходы областного бюджета - 575 тысяч рублей.
Билет №23
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.