6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума избирается в составе 450 человек на четыре года по пропорциональной системе. Выборы проводятся по партийным спискам и места делятся между партиями, принявшими участие в выборах, пропорционально поданным за них голосам.
Каждая из палат образует из числа депутатов комитеты и комиссии, специализирующиеся на определенных сферах законодательного регулирования. В них ведется основная законотворческая и иная текущая работа, связанная с осуществлением парламентских полномочий по вопросам, относящимся к ведению палат. Конституция РФ закрепляет за каждой из палат вопросы, которые решаются ими самостоятельно.
К ведению Совета Федерации относятся:
- одобрение или отклонение принятых Государственной Думой законов;
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
- назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;
- назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ;
- назначение на должности и освобождение от должностей Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
Основное предназначение Государственной Думы — принятие федеральных законов.
Кроме этого, к ее ведению относятся:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должности и освобождение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Для предварительной подготовки организационных решений и выполнения координационных функций по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В него входят Председатель Думы, руководители фракций и групп; с правом совещательного голоса участвуют заместители Председателя Думы и председатели комитетов и комиссий; вправе присутствовать и депутаты.
Внутри Думы действуют также и самостоятельно организующиеся депутатские объединения: фракции. По регламенту Государственной Думы фракцией считается объединение депутатов, сформированное на основе политической партии, получившей парламентское представительство по общефедеральному избирательному округу. Фракции являются неотъемлемой частью парламентской практики и оказывают на деятельность Думы огромное влияние.
Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка. Для организационного руководства палатами из среды их депутатов на пленарных заседаниях избираются Председатели (Государственной Думы и Совета Федерации), их заместители. Заседания палат проводятся раздельно, исключения делаются только в случаях, когда они должны собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Для обеспечения профессиональной деятельности палат парламента большое значение имеют аппараты Государственной Думы и Совета Федерации. Их сотрудники оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям), фракциям, депутатам. Деятельность депутатов обеспечивается также небольшим аппаратом штатных помощников по Государственной Думе или Совету Федерации и помощниками по округу избрания, помимо них могут привлекаться и помощники на общественных началах. Работу фракций и депутатских групп Государственной Думы тоже обеспечивают аппараты. Должностная структура и штатная численность аппаратов палат парламента определяются постановлениями соответственно палаты, комитета (комиссии), фракции, решением депутата.
Конституционный роспуск Государственной Думы возможен по указу Президента РФ только в случаях, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и если она выразила недоверие Правительству РФ повторно в течение трех месяцев. Однако по последнему основанию Госдума не может быть распущена в течение года после ее избрания, как и с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, она также не может распускаться в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, либо в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Совет Федерации, не может быть распущен ни по какому поводу.
Контрольные вопросы к теме 6
Каково значение законодательной власти с точки зрения современного понимания легитимности?
Какие органы могут осуществлять законодательную власть?
Что такое иммунитет депутата?
Каков порядок выборов в Государственную Думу и формирования Совета Федерации?
Каковы полномочия Государственной Думы?
Перечислите полномочия Совета Федерации.
Что такое законодательный процесс?
Почему сроки пленарных сессий Государственной Думы и Совета Федерации не совпадают?
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19