8.1. Место судов в системе государственной власти рф
Одно из центральных мест в деятельности государства занимает обеспечение правопорядка, защита прав индивидов, общественных и государственных организаций, борьба с правонарушениями. В Конституции РФ признание прав и свобод человека и гражданина зафиксировано в качестве высшей ценности государства (ст. 2 Конституции РФ), которую все органы государственной власти должны признавать и исходить из нее в своей практике. Контроль и соблюдение этого конституционного положения относится к ведению судебной власти, являющейся третьей ветвью в классической схеме разделения властей.
Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами.
Судебная власть принципиально отлична от законодательной и исполнительной. Суды не издают законов и других нормативных актов, устанавливающих общие правила поведения (подобные акты создаются судами только в странах англосаксонского права, где существует система судебных прецедентов). Суды не исполняют решений государственной власти. Следуя особой процессуальной форме, они рассматривают и решают конкретные дела.
Разновидности судебных дел:
Уголовные. В них идет речь о совершении преступлений. Суд рассматривает доказательства совершения преступления и выносит приговор.
Гражданские. Это дела об имущественных и иных спорах. Суд рассматривает аргументы сторон и устанавливает, каким образом этот спор должен быть решен.
Административные. В них идет речь о спорах между гражданами и управляющими организациями. Суд устанавливает справедливость действий управляющей организации и поддерживает или отменяет ее решение.
Трудовые. Это дела о нарушениях трудового законодательства. Суд фиксирует это нарушение или отвергает его и принимает решение.
Как видно из списка, суд вступает в действие тогда, когда возникает некоторое противоречие (спор), связанное с соблюдением законов, при котором одна из сторон (или обе) считают, что другая сторона нарушила закон, вследствие чего пострадали их интересы. Они обращаются к суду, чтобы тот установил это нарушение и восстановил справедливость. В случае уголовного судопроизводства в качестве одной из сторон выступает государство (в лице прокуратуры), так как считается, что именно его интересы прежде всего были нарушены преступником.
Судебная власть характеризуется следующими чертами:
Может реализовываться только судами.
Осуществляется только посредством особого способа воздействия – судебного разбирательства при принятии обязательного судебного решения.
Заключается только в принятии конкретно-определенных, зафиксированных в законе норм.
Суд рассматривает решения не по своей инициативе, а по инициативе какой-либо из сторон, обратившейся к нему в установленной законом форме. Суд не может выходить за рамки законодательства, и все его решения могут быть обжалованы в суде высшей инстанции.
Судебная власть осуществляется судебным присутствием, судебным заседанием, единоличным судьей или судебной коллегией в установленной законом форме, рамки которой, как и состав суда, в разных странах различаются.
В состав суда могут входить профессиональные судьи и заседатели (народные или присяжные), роль которых различна. В странах с развитой правовой системой назначение конкретного наказания находится в ведении профессионального судьи, в то время как присяжные заседатели устанавливают виновность и (в некоторых странах) наличие смягчающих вину обстоятельств. Заседатели обычно используются только в уголовных процессах, хотя в США – иногда и в гражданских.
В Российской Федерации институт народных заседателей, сохранившийся с советских времен, был ликвидирован 31 декабря 2003 г. Гражданские дела рассматривают профессиональные судьи, а уголовные – профессиональные суды и суды присяжных (судья и 12 присяжных). Формирование судов присяжных в России было введено в виде эксперимента, границы которого постепенно расширяются.
Положение суда в жизни общества обусловлено двумя важными факторами. С одной стороны, суды имеют широкие полномочия, значительно более широкие, чем законодательная и исполнительная власть, нормативные акты которых они могут отменять. С другой стороны, у них отсутствует непосредственная поддержка граждан-избирателей (как у законодательной власти) и реальные силовые механизмы (как у власти исполнительной). Судебная власть в этом отношении является слабой властью с широкими полномочиями. Она опирается прежде всего на беспрекословное принятие обществом судебных решений.
Другое противоречие, связанное с положением суда в обществе, заключается в том, что суд должен быть нейтральным по отношению к общественным процессам органом. Он должен находиться вне политики и социальных интересов. На деле же суд является частью общества и поэтому не может быть полностью свободен от существующих в нем настроений.
Существуют и иные противоречия, связанные с положением суда в системе государственной власти.
Суд выступает прежде всего консервативно-охранительным механизмом общества и обладает высокой степенью бюрократизма; вместе с тем он обязан отстаивать права индивида перед произволом государства, защищать меньшинство от большинства.
Суд своими решениями укрепляет существующий государственный порядок, увеличивает степень контроля общества со стороны государства, но в то же время и защищает личность от этого государства, когда государственные органы выходят за установленные ими же рамки.
Самой главной функцией судебной власти является уравновешивание исполнительной и законодательной власти в системе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Кроме этого, судебная власть осуществляет ограничение и контроль деятельности государственных органов. В качестве остальных функций судебной власти выделяют следующие: толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и т.д.
Выполняя свои функции, судьи укрепляют экономическую и политическую стабильность в обществе, воспитывают у граждан уважение к закону, к принятым в обществе нормам поведения. Но выполнять все это суд может только в случае, если само его функционирование соответствует нормам, принятым в демократическом обществе. Ввиду слабости судебной власти как таковой, ее зависимости от отношений в обществе, а следовательно, и от развития общественного самосознания, именно эта власть является самой «хрупкой» в системе разделения властей. Установить независимую судебную власть сложнее всего, и она первой оказывается жертвой политического авторитаризма.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19