logo search
OTVET_GEK_2011

6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.

Бюрократия - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата (слоя служащих). Как необходимый элемент управления бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи иерархичность, разделение труда и ответственности, регламентация в осуществлении формальных функций

Цель реформирования: рационализация, компетентность, системность в принятии и реализации решений, предсказуемость. Но есть и отрицательные элементы: нет гибкости, инициатива наказуема, корпоративизм.

Направления реформ: административная реформа, реформа госслужбы, т.е.:

-борьба с коррупцией (нормативное закрепление описания всех действий госслужащих, усиление ответственности, повышение денежного содержания, прозрачность госслужбы, контроль, в т.ч. через СМИ, общественный контроль)

Правовая основа:

1995 г. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией»

2008 г. ФЗ № 273 «О противодействии коррупции»

Постановление Правительства РФ «О проведении антикоррупционных экспертиз НПА»

Административная реформа.

Проблемы:

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Критика бюрократии (либеральные политики, школа “общественного выбора”, пресса) и развитие альтерн. схем управления (теория менеджмента) постепенно ведут к тому, что на смену бюрокр. упр-ю приходят др. способы орг-ии управл. деят-ти. Они сводятся к след. ключевым вопросам:

  1. мотивация и стимулирование

  2. децентрализация

  3. эффективность

  4. разгосударствление

  5. гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность).

См. билет 4.2. стр.15

6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса государственных и муниципальных служащих.

МС – профессиональная деят-ть граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях МС, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (не является выборной). Наниматель для муниц. служащего - МО. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ - 25.

Общие принципы организации МС и основы правового положения муниц. служащих установлены ФЗ-25 от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ». МС основана на следующих принципах:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих гос языком РФ, к МС и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, от других обстоятельств, не связанных с профессион-ми и деловыми качествами муниц. служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) ед-во основн. требований к МС, учет историч., иных местных традиций при прохождении МС;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответ-ть муниц. служащих за неисполнение/ ненадлежащ. исполнение своих должн. обязан-тей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Взаимосвязь МС и ГГС РФ обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении МС и ГГС;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации служащих;

4) учета стажа МС при исчислении стажа ГГС и наоборот;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих;

6) соотносительности основных условий гос. пенсионного обеспечения граждан, проходивших МС, и граждан, проходивших ГГС, а также членов их семей в случае потери кормильца.

В отличие от законод-ва о ГГС, где должности ГГС подразделяются на категории и группы, должности МС подразделяются на 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности МС.

Муниц. служащий - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соответствии с ФЗ и з-ми SРФ, обязанности по муниц. должности МС за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Предельный возраст 65 лет.

Признаки МС:

  1. особый вид публичной службы, т.е. службы в органах местной публичной власти

  2. профессиональная деятельность на постоянной основе и за денежное вознаграждение

  3. деятельность по исполнению и обеспечению полномочий органов МСУ.

Специфическое содержание функционирования МС, а значит, и специфическая сфера реализации статуса муниц. служащих - цели и задачи МСУ, интересы МО. Отсюда выстраивается организация и система правового обеспечения МС, природа которой проистекает из демократических основ данной системы соц управления, являющейся важнейшим уровнем власти народа, одной из форм ее осуществления. При этом муниц. служащие наделяются специальным административно-правовым статусом с учетом децентрализованности, самостоятельности ОМСУ, их институциональной автономности по отношению к ОГВ, а также ответ-ти перед населением МО его органов и ДЛ, признания высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина, обязанности их соблюдения, защиты интересов населения.

Развитие законодательства и совершенствование всей нормативно-правовой базы МС позволяет укрепить правовой статус служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить надлежащую полноту правового регулирования отношений, возникающих при реализации нормативно установленных правомочий как вовне, так и внутри сферы их применения.