logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

27.3. Расходы местных бюджетов

Выделение оптимального круга расходных полномочий местных бюджетов является одним из ключевых вопросов создания эффективной системы местного самоуправления.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые установлены Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом о местном самоуправлении 2003г.

Основной принцип этой реформы в отношении разграничения расходных обязательств состоит в том, что уровень власти, который устанавливает обязательство, должен обеспечить финансами его исполнение, то есть найти деньги на выполнение в своем бюджете и передать их в местный бюджет либо непосредственным финансированием из федерального или регионального бюджетов, либо субвенциями. Возможен и третий путь – делегирование полномочий. Но в этом случае финансовое обеспечение все равно остается за уровнем, установившем данное обязательство. Эти схемы обеспечивают как автономию бюджетов в формировании своих расходов, так и их защиту от необеспеченных федеральных мандатов.

Как правило, федеральными мандатами называют социальные полномочия, возлагаемые федеральными законами на нижестоящие уровни власти без передачи соответствующих финансовых ресурсов – такие как выплата пособий, компенсаций, представление различных льгот.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Согласно ст. 67 БК РФ к данной категории расходов относят:

а) статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы, направленные на проведение капитального ремонта;

г) иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Контрольные вопросы к теме 27

  1. Какова роль финансовых ресурсов в деятельности местного са­моуправления?

  2. Какие требования выдвигает Европейская хартия местного са­моуправления к финансовому обеспечению местного самоуправ­ления?

  3. Что такое местный бюджет?

  4. Из чего складываются доходы местных бюджетов?

  5. Что такое «средства самообложения» граждан и каков порядок их образования?

  6. Каковы основные статьи расходов местных бюджетов?

  7. На какие цели расходуются средства бюджета развития?

  8. Для чего необходима сбалансированность местных бюджетов и почему органы местного самоуправления бывают вынуждены принимать бюджеты с дефицитом?

  9. В каких случаях и в какой форме органы местного самоуправле­ния могут использовать заемные средства?

  10. Из каких этапов состоит бюджетный процесс в муниципальном образовании?

  11. Какой механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченно­сти муниципальных образований предусматривает Федеральный закон 2003 г.?

  12. В каком порядке распределяются между муниципальными образованиями субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий?

  13. Из каких источников и для каких целей органы местного само­управления могут получать дополнительные финансовые средства?