2. Формы государственного устройства современных государств
Форма государственного устройства – способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов.
В отличие от формы правления, устройство – это элемент формы государства, характеризующий соотношение властных полномочий государственных органов различных уровней: центральных, региональных, местных.
Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства: унитарные государства и федеративные государства.
1.Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.
Для унитарного государства характерно:
единство и единственность для всей страны системы высших органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
единая правовая система, не предполагающая существования иных законотворческих органов, кроме центральных (нормоустанавливающая деятельность региональных, местных органов власти и управления носит сугубо подчиненный характер); единство и единственность конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без изъятий и ограничений;
обычно одноканальная система налогов: налоговые поступления аккумулируются центром, а затем уже распределяются по регионам;
единственное и единое гражданство;
единая централизованная судебная система;
отсутствие у внутригосударственных территориальных образований политической самостоятельности;
отсутствие у территориальных образований права на политическое самоопределение (сецессию).
Унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков самостоятельных государственных образований.
2. Федерация сегодня является самой распространенной (и получающей все большее распространение) сложной формой государственного устройства.
Федерация – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.
Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в нее субъектов и в этом смысле не является единой с политико-административной точки зрения.
Различные варианты государственно-правового статуса, а также различные объемы самостоятельности разных территориальных образований позволяют говорить о возможности существования различных типов субъектов федерации. Многие авторы в связи с этим различают федерации симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии.
Симметричная федерация предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.
Асимметричная федеративная модель закрепляет существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером взаимоотношений с федеральным центром.
Абсолютно симметричная федерация предполагает одинаковый правовой статус ее субъектов, полное равноправие, единообразное распределение предметов ведения и полномочий. На деле таких идеальных федераций, пожалуй, нет.
Говоря о государствах, в которых конституцией и иными правовыми актами закреплено политическое и правовое равенство субъектов федерации, следует отметить, что фактическое состояние дел может быть несколько отличающимся от закрепленного конституционно. Поэтому говорят о существовании симметричных федераций с элементами асимметрии, к которым относят Германию, Австрию, Швейцарию и др. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по их природе и политико-правовому положению в федерации, а их различия не всегда относятся к их государственно-правовой природе, затрагивая лишь отдельные элементы формального или фактического статуса. Например, разные субъекты федерации могут обладать различным представительством в законодательных органах федерации. В Германии согласно конституции количество представителей земли в бундесрате зависит от численности ее населения: земля с населением более семи миллионов обладает уже шестью голосами в верней палате федерального парламента.
3. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.
Конфедерация – относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.
Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.
Конфедерация имеет следующие особенности:
представляет собой объединение государств, которые не утрачивают своей политической самостоятельности и остаются суверенными в своих границах после объединения. В отличие от федерации в конфедерации не существует разделения предметов ведения и полномочий, вся полнота власти в своих границах принадлежит объединившимся государствам. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой международно-правовой статус, абсолютно самостоятельны и независимы во внешнеполитических отношениях и связаны своим участием в конфедерации не более, чем иными своими международно-правовыми договорами;
конфедерация по своей природе – всегда договорное объединение;
государствам – членам конфедерации принадлежит право сецессии. Этот признак считается основным, отличающим конфедеративную форму государственного устройства от федеративной;
существуют объединенные органы конфедерации. Им принадлежат, в основном, не властные, а координационные полномочия, связанные с выработкой общего направления согласованной политики государств – членов конфедерации. Органы конфедерации не являются высшими органами власти для входящих в конфедеративный союз государств;
конфедерация строится по нормам не международного, а внутригосударственного права. Нормы международного права в случае их использования являются «внешней оболочкой» внутригосударственных норм. При создании конфедерации не предусматривается учет интересов других «членов международного сообщества», отношения центральных органов конфедерации и входящих в нее государств нельзя однозначно определить только как партнерские, органы конфедерации наделяются властными полномочиями. На текущий момент существует лишь одно образование, обладающее названными признаками, которое можно назвать конфедерацией Европейский Союз. Однако он довольно динамично эволюционирует в федеративное государство.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19