3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
Экономическая политика ОМС включает:
Управление муниципальной собственностью;
Межбюджетные отношения;
Создание благоприятного инвестиционного климата;
Организация взаимодействия и поддержка предприятий;
Внедрение инновационных технологий;
Муниципальная налоговая политика;
Создание условий для экспорта товаров и услуг местного производства;
Развитие научного потенциала;
Развитие инженерной и социальной инфраструктуры;
Улучшение городской среды;
Повышение качества жизни;
Развитие человеческого потенциала и др.
Основными механизмами осуществления местной экономической политики являются стратегические проекты, муниципальные программы, планы развития, которые определяют условия развития и использования местных ресурсов, имущества, земли, создания муниципальных предприятий, решают социальные проблемы.
Экономическая политика базируется на анализе социально-экономических тенденций развития территории.
Основными критериями достижения поставленных целей являются:
Общеэкономические (объемы производства, темпы роста товарооборота, объем инвестиция, доходы бюджета и др.)
Социальные (уровень жизни, развитие социальной сферы и др.)
Демографические
Экономическая политика Екатеринбурга
В Екатеринбурге действуют следующие программы: «Доступное жилье», в основе которой лежит принцип предоставления жилья высокого уровня качества по доступным ценам; «Структурная и организационная перестройка крупных производств», «Развитие малого бизнеса», «Екатеринбург – финансовый центр» и др.
Экономическая политика Екатеринбурга постепенно переориентируется на высокотехнологическое производство, развитие инфраструктуры, коммуникаций, транспорт, связь, сферы услуг (гостиничный бизнес, торговый бизнес, объекты развлечений). В основе экономической политики города лежит идея рационального размещения производственных мощностей, оптимального использования территории МО, привлечения инвестиций и др. Внешнеэкономическая политика Екатеринбурга ориентирована на Германию, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Беларусь, Украина, Туркменистан, Таджикистан, Чехия, Словакия и др.
Использование комплексного подхода в формировании и реализации экономической политики является залогом обеспечения достойного качества жизни населения МО, эффективного развития производства и услуг.
Муниципальная СЭП: СЭП должна гарантировать равные кач-ва и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого субъектами и МО принимаются меры по выравниванию межрегион. различий в доходах, уровне занятости, соц инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории РФ дифференцированных стандартов. Вопросы соц развития - предмет совместного выделения РФ и субъектов. Конкретные задачи в с-э сфере решают ОГВ субъектов и МСУ. Им отводится ведущая роль в разработке и реализации регион. соц программ. При решении крупномасштабных и острых соц проблем обеспечивается взаимодействие фед. ОВ с ОВ субъектов РФ и МСУ. Цель местной с-э политики – улучшение кач-ва жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества. Важнейшие составляющие местной с-э политики - соц, эк., экологич., научно-инновационная и другие виды местной политики.
1) Местная эк. политика. В условиях рыночной эк-ки и децентрализации местные власти проводят самостоятельную эк. политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Городская мун эк политика – сознательное регулирующее воздействие ОМСУ на процесс эк развития города посредством рацион. использования эк, соц, пространственных инструментов, направленное на стабильное повышение благосостояния населения и улучшение кач-ва общественных услуг. Конечная цель местной эк.й политики - рост качества жизни – обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для м/б для реализации соц программ. Задача местной эк политики – создание благоприятных условий для развития эк-ки.
2) Структура местной СП: - Назначение и выплату пенсий, пособий; ─ содействие обеспечению занятости трудоспособного населения; ─ предотвращение снижения реальных доходов за счет создания систем соц адресной помощи; ─ поддержку малообеспеченных групп населения по приобретению и содержанию жилья;─ создание условий для реабилитации инвалидов и развития инфрастр-ры;─ Орг-цию общественных работ;─ содействие созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;─ Развитие муниц. с-мы з/о; ─ создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, защиты их прав;─ соблюдение общедоступности и бесплатности дошкольного, общешкольного и среднего профессионального образования в гос. и муниципальных учреждениях
Билет № 26
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.