logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

18.3. Самоуправление в России до 1917 года

Как и многие политические институты нашей страны, оно развивалось неровно и довольно самобытно: его плоды не слишком походили на муниципальные установления Европы. Вместе с тем безоговорочное противопоставление российского опыта самоуправления зарубежному было бы большой ошибкой – принципы гражданской активности населения, реализуемые в демократических государствах и систематически подавляемые в России, по сути своей оставались сходными.

Вопреки встречающемуся мнению самоуправление в России имеет давнюю историю. Формы местного самоуправления в России:

1. Вечевая демократия Древней Руси (IX – XIII вв.).

2. Слободское самоуправление (XIV – XV вв.).

3. Казачье войсковое самоуправление (XVI – XVII вв.).

4. Крестьянское общинное самоуправление (XVI – XIX вв.).

5. Земское и городское самоуправление второй половины XIX – начала XX вв.

Прародительницей самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и другие.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, игравшего только роль военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.

Однако со времен Ивана Грозного, уничтожившего Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России установилась жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Тем не менее и в этот период самоуправленческие начала в российской государственной системе то усиливались, то вновь ослабевали. Так, при том же Иване Грозном «земские» и «губные» старосты, избираемые населением, имели достаточно широкие полномочия, хотя и выполняли по преимуществу поручения центральных властей. Позднее выборное начало в местном управлении было вытеснено аппаратно-бюрократическим.

При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах – земские избы и выбранные бурмистры. Однако при наследниках Петра все вернулось к назначаемым чиновникам.

Следующий крупный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, которая 21 апреля 1785г. приняла специальный акт « Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Впервые, согласно Жалованной грамоте, «градское общество» получило право выбирать органы городского самоуправления. Этим правом воспользовались в Екатеринбурге , избрали городскую Думу. Первое заседание которой состоялось 12 ноября 1787 года, на нем присутствовало 16 человек. В апреле 1788 года городским Головой был избран екатеринбургский купец Меркурий Степанович Рязанов.

Этапным моментом в развитии местного самоуправления в России были земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и другое.

Органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Но параллельно с ними на местах существовали органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министерства внутренних дел и губернаторов.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло несколько законов о земской и городской реформе. В соответствии с Законом от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было образовано 9,5 тыс. волостных земств и избрано в их состав около 300 тыс. гласных.