logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

2.1. Государство как общественно-политическая организация

Понятие “государство” многогранно, и до сих пор существует терминологическая неопределенность в отношении понятия “государство”.

Термин государство можно понимать в двух значениях:

- территория, на которой проживает общество, объединенное единой правовой системой, гражданством, экономикой, часто (но не всегда) – культурой, языком, менталитетом;

- управленческий аппарат, “государственный механизм”, который обеспечивает жизнеспособность государства и общества.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном его определении.

Государство – универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Соответственно государство обладает рядом ключевых признаков:

- территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Под территорией подразумеваются: суша, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория обычно четко определена государственными границами. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Как правило, государство без территории не существует, хотя известны случаи (очень редкие) самоорганизации народа при отсутствии контролируемой территории (например, Палестинское государство – до 1993 г., государство Израиль – до 1948 г.), но это – редкое исключение из правил;

- население, т.е. человеческое общество, проживающее на территории государства. Население государства может быть преимущественно мононациональным (Япония) или многонациональным (Индия, Россия). Население и народ (нация) – понятия нетождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства.

- публичная власть – иерархический государственный механизм, который обособлен от общества и наделен функциями управления. Иерархичность создает определенную систему, в которой каждый элемент имеет различный статус, набор полномочий и нижестоящие подчиняются вышестоящим. Обособленность от общества означает, что функции власти выполняет не любой член общества, а класс выборных должностных лиц и назначаемых чиновников, которые получают определенные полномочия. Смысл публичности в том, что власть существует не сама по себе, а действует в интересах всего общества (или хотя бы декларирует это);

- государственный суверенитет – проявляется в двух признаках:

– подконтрольности государству всей территории;

– полной независимости государства в мировом сообществе;

- право – наличие системы формально-определенных правил поведения, которые устанавливаются в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (чаще всего – парламентом ) и общеобязательны для исполнения; подкрепляется принудительной силой государства.

Вопрос о роли, которую органы государственного управления призваны играть в обществе в целом, является извечным дискуссионным вопросом. В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1) либеральная – признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок;

2) социалистическая – отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления;

3) концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической.

1. Либеральная концепция основывалась на идее предоставления полного простора частнособственнической инициативе и освобождения экономической деятельности от опеки государства. Да и не только экономической. Один из основоположников американского либерализма Джефферсон считал лучшим то правительство, которое меньше всего управляет. Американский экономист М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения.

Традиционные принципы либерализма в ХХ веке модифицировались. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, либералы в то же время стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций. Впервые этот новый взгляд на роль государства сформулировал английский экономист Дж. Кейнс (1919 г.). Суть его концепции – обоснование государственного регулирования капиталистической экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения бесперебойного ее функционирования в рамках неизменной системы капиталистических общественных отношений.

Итак, либеральная концепция отвергает необходимость государственного управления экономикой и признает “свободную игру экономических сил”. В современной интерпретации — это концепция радикальной неоклассической либеральной модели рыночной экономики. Она строится на полном отрицании государственной собственности и признании только собственности частной, что предполагает резкое ограничение социальной функции государства. Подобная модель государственной политики не является типичной даже в США, где, как известно, 40% рабочей силы занято в государственном секторе экономики.

2. Социалистическая концепция прямая противоположность классической либеральной концепции. Она базируется на принципе приоритета политического государства над обществом и личностью, подчинения интересов социальных групп и личности государственным интересам. Универсальной формой руководства признается государственное планирование, а основным рычагом стимулирования экономической и социальной деятельности являются административно-командные методы государственного управления.

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической моделей роли государства, отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества. В области политики она характеризуется возрастанием роли прогнозирующей и планирующей, регулирующей и управляющей деятельности государства. В экономике эта тенденция реализуется в выборе социально ориентированной рыночной экономики. Такая модель строится на свободном сосуществовании разных форм собственности, эффективных социальной и экономической функциях государства, на использовании планирования и прогнозирования.

Таким образом, функция управления, свойственная природе государства, в большей или меньшей мере признается всеми направлениями современной политической мысли и практически реализуется во всех моделях политики, в том числе и в неолиберальной.

В соответствии с данными концепциями роли государства в управлении обществом в мировой практике сложились три хозяйственные модели:

1. Кейнсианская модель в качестве главного приоритета рассматривает борьбу с экономическими спадами и безработицей – это составляет основу государственной политики.

Ключевыми положениями теории Дж.М.Кейнса (1883-1945), составившими основу кейнсианской модели, являются:

  1. необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства;

  2. главным инструментом вмешательства государства в воспроизводственный процесс является бюджетная политика. Кредитно-денежные механизмы должны играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к ней. Ставки процента за кредит должны быть максимально устойчивыми или иметь тенденцию к снижению;

  3. дефицит спроса – главная причина экономических кризисов. Необходимо форсировать стимулирования составных компонентов спроса – личное потребление и накопление. Обеспечение «эффективного спроса» заключается в достижении равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью;

  4. возможность допущения дефицита бюджета, имеющего циклический характер – увеличивающегося в период спада и снижающегося в период подъема. Расходы государства оживляют частный бизнес и ведут к росту дохода и занятости.

2. Монетаристская модель основана на трудах нашего современника М. Фридмана, профессора из Чикаго, предложившего меры по борьбе с инфляцией в качестве главного приоритета в проведении государственной политики. Методологию монетаризма можно проиллюстрировать через ряд положений:

3. Плановая экономика предполагает использование опыта стран тоталитарного социализма и может быть проиллюстрирована рядом положений: