19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
Согласно К, деятельность гос-ва, его политика – это деятельность гос. органов, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эф-ть управления – один из показателей совершенства управления, соотношение полученного рез-та и затрач. ресурсов, измеримое в опред. заранее колич. и кач. показателях. Наиболее эффективна деят-ть (ОГВ – в т.ч.), результатом которой является достижение поставленных целей с минимумом затрат.
Типы эффективности: 1) эконом. – соотношение стоимости объемов предоставленных услуг (результатов) к стоимости объемов затраченных ресурсов; она отражает внутреннее положение дел в системе ГУ; 2) техническая – отражает соответствие ГУ требованиям внешней среды с учетом влияния ГУ на состояние общества.
Критерии оценки Э.: простая результативность – наличие\отсутствие запланированных итогов, правильность, легальность, - соблюдение установленных правил и норм, популярность, легитимность - массовая поддержка или критика, справедливость - распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости; авторитет – нравственная оправданность действий, удовлетв. потребностей Н, способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность)
Г. В. Атаманчук 8 критериев социальной эффективности деятельности управленческих органов и ДЛ, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения:
1. Степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа и государственной должности. Из такого критерия следует, что любое отклонение от компетенции органа, функций и правомочий должностного лица или проявление активности в другом направлении либо в иной сфере не должно признаваться рациональным и эффективным.
2.Законность решений и действий ОГВ и МСУ, а также их ДЛ. Как уже отмечалось, законность представляет собой не только правовое явление, но и социологическое, связанное с обеспечением и защитой всеобщих и частных интересов, с проведением в жизнь принципов гражданского общества.
3. Реальность управляющих воздействий.
4. Содержание любых управленческих актов (решений, поступков, действий и т.д.) с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие.
5.Характер и объем взаимосвязей соответствующих управленческих органов и ДЛ с гражданами, их объединениями и коллективами, различными слоями населения. Этот критерий «охватывает» уровень демократизма управленческой деятельности.
6.Мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа соответствующего органа и государственной должности.
7. Правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими органами и должностными лицами. Интересы общества требуют, чтобы при любых условиях, даже самых неблагоприятных для управленческого органа или должностного лица, в систему государственного управления шла только достоверная, объективная информация, иначе все процессы с использованием такой информации извращаются.
8. Нравственный критерий, состоящий в морально-идеологическом влиянии управленческой деятельности на «внешнюю» среду, на людей, с которыми управленческие органы и должностные лица соприкасаются, взаимодействуют, совместно решают различные проблемы.
К дополнительным критериям относят процедурные (предполагают, что есть стандартные правила процедур, соблюдение которых приводит к успеху) и финансовые (правила бухотчетноти и оформления бухдокументов).
Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и др.
На практике Э. упр-ия чаще всего опр-ся аналитическими или экспертными м-дами на основе сопоставления значений совокупности показателей (признаков).
Сложно устанавливать критерии Э ОГВ из-за:
специфики конечной цели их деят-ти – общественно значимое благо. Гл. критерием мы выделяем – соц. эф-ть. РФ – соц. гос-во, гл. задача – удовл-е потребностей Населения, если Н. удовл-но, то ОГВ работают эф-но.
как правило, присутствует большой временной лаг между гос. деят-тью и ее рез-ми. Н:, пол-ка в сфере демографии, пенсионная реформа.
наряду с финансовыми затратами (бюджетными средствами) д. учитываться социальные затраты (потери для населения в рез-те деят-ти гос-ва), к-ые д. восполняться для населения. Часто социальные затраты подсчитать очень трудно.
финн. ограничения – залог неЭ. деят-ти ОГВ. Невозможность адаптации доходов, рапсределения расходов при ситуации, т.к. есть обязательные для расходов статьи.
О конкретных мерах гос-ва:
1. Указ Пр-та № 825 от 28.06.07 «Об оценке Э деят-ти ОИВ S РФ». Установлено 48 общих показателей, по к. д. оцениваться Э. До 1 мая года ВДЛ S РФ д. докладывать Прав-ву РФ о достигнутых показателях, плане на 3 следующих года. Пра-во отчет През-ту до 1.09 года. Среди показателей: 1. Объем ВРП. 2. Объем инвестиций в основной капитал на 1 чел. 3. Реальная среднемесячная начисленная з/п в сравнении с предыдущим годом. 5. Доля Н с доходами ниже регион. величины ПМ. 6. Уровень безработицы по МОТ в среднем за год. 7. Смертность Н в разбивке по возрасту умерших. 10. Удовлетворенность населения мед. помощью (% от числа опрошенных). 11. Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям. 12. Уровень криминогенности (% от числа опрошенных). Документ больше носит идеолог. хар-р, т.к. не предусматривает деят-ти гос-ва в случае несоблюдения положений указа.
2. Административная реформа.
Несколько подходов по проблеме повышения эф-ти:
Конц-я лидерства. увязка эф-ти орг-ции с лидер. навыками, стилем упр-я, индив. харак-ми и качествами рук-лей министерств и ведомств, системами их подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и проф. развитием.
Теория веберовской рац. бюрократии. идеальная бюрократия д.б. отделена от политики, иметь иерархическую стр-ру, функцион. специализацию, четкие правила работы и долж. инструкции, отделение от собст-ти, что создает необх. предпосылки для Э. работы.
Концепция профессионализма. успешность деят-сти ОГВ от наличия карьерных (проф.) чиновников, хорошо обученных, имеющих большой опыт работы, к. руководствуются миссией – служение гос-ву и общ-ву, а сами ведомства имеют опр. ур. автономии и решение главных, общенац. проблем.
Концепция эк. ответ-ти. эк. подход - повышение Э работы связано с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, полит. подотчетностью ОГВ перед Н.
Пути повышения эф-ти:
развитии контроля со стороны населения в лице общественных орг-ций, представ. органов, инициативных групп, избегая при этом их вмешательства в процесс испол. деят-ти. F.e.
внедрение в систему ГУ рыночных механизмов. Ориентация на нужды и потребности населения.
целесообр. предоставить фин. самост-ть гос. учреждениям, установив строгий контроль за их деят-тью.
введение системы показателей и контроля по каждой действующей программе, а не создание бесчисленного кол-ва новых без критериев их оценки.
Ликвидация лишних звеньев упр-ия, и создание структур способных быстро адаптироваться к изменениям. Передача некоторой деят-ти на аутсорсинг - целесообразно передать часть гос. услуг в частные руки.
- 1.1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.
- 1.2. Централизация и децентрализация в унитарных государствах.
- 1.3. Администрация муниципального образования как организация: миссия, ресурсы, организационные структуры управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в государственном управлении: структура отношений, влияние на деятельность государственных организаций.
- 2.2. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2. Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Регионализованное государство
- 3.3. Роль местного самоуправления в публичной власти: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1. Обеспечение эффективности контроля в государственном управлении.
- 4.2. Проблема дебюрократизации и практические варианты ее решения.
- 4.3. Представительный орган местного самоуправления: структура, организация деятельности, роль в системе местного самоуправления.
- 5.1. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.
- 5.2. Ограничения и запреты для государственных служащих за рубежом и в России: сходство и различие.
- 5.3. Организация органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов рф.
- 6.1. Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.
- 6.3. Полномочия представительного органа муниципального управления: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения государственного управления, практика их решения.
- 7.2. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в государственном управлении. Специфика политической ответственности. (закон о гос слежбе)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта местного самоуправления.
- Англосаксонская и континентальная модели
- «Точка отсчета»: община или государство?
- Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация?
- Как защищают права граждан: равенство или свобода выбора?
- Равный доступ к общественным услугам, унификация
- Неравный доступ граждан к общественным услугам, возможность выбора на местном уровне?
- Фискальная автономия или финансовое выравнивание?
- Муниципальные ассоциации
- Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении.
- 11.2. Использование зарубежного опыта государственного и муниципального правления в рф: основные проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности органов государственной власти.
- 1. «Стратегия промежуточных институтов» - наиболее эффективна
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и органов государственной власти субъектов рф: основные механизмы.
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной администрации.
- 13. 1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики.
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания рф и президентской власти.
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов.
- 14.2. Взаимодействие представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта рф.
- 14. 3. Стратегия развития муниципального образования: теоретические основы и практические примеры.
- 15. 1. Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
- 15. 2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- 16. 1. Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- 16.2. Эволюция института конституционного контроля в России.
- 5. Виды конституционного контроля.
- 6.Органы конституционного контроля:
- 16.3. Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- 17. 1. Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- 17. 2. Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- 18.1. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- 18.2. Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- 18.3. Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- 19.1. Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- 19.2. Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы. Понятие централизации и децентрализации
- Формы централизованного управления
- Централизованный контроль
- 19.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- 20.1. Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- 20.2. Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений органов государственной власти: основные проблемы.
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 3. Организация государственного управления земельными ресурсами.
- 1. Перспективы развитий федеративных отношений в рф.
- 2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
- Система управления:
- 3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практика осуществления.
- 1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в государственном управлении.
- 2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
- 3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы.
- 1. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
- 2. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. На формирование российской государственности.
- 3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
- 1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.
- 1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.
- 3. Основные направления экономической политики органов местного самоуправления.
- 1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в рф.
- 2. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
- 3. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.
- 1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
- 2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- 1. Проблема конституционной реформы в современной России.
- Глава 1 крф – Основы конституционного строя.
- Глава 2 крф – Права и свободы человека и гражданина
- Глава 9 крф – Конституционные поправки и пересмотр крф
- 2. Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- 1. Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- 3. Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- 1. Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- 2. Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.