logo search
OTVET_GEK_2011

11.3. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.

Механизм принятия УР – четкая последовательность действий, стадий, результатом прохождения которых имеем управленческое решение.

УР – результат процесса сознательного выбора на основе имеющейся инфо и в соответствии с выбранными критериями отбора одного из возможных вариантов (альтернатив), разрешение конкретных проблемных ситуаций.

Гос. упр. решение – властная воля гос-ва, которая закреплена в существующих гос. актах, издаваемых гос. органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий.

Особенность принятия решений в органах ГМУ:

  1. особенности предмета, целей – общ. значение принятого решения, масштабность результата => высокий уровень ответственности, но при этом трудность в установлении конечных ответственных (специфика госаппарата - величина, смешение функций между госорганами). Цели формулируются не через результат, а через направление => неконкретность. Бюрократия в этом заинтересована. Конкретизация возможна за счет специализации функций исп-их органов и установления колич. показателей.

Необ-мы механизмы миним-ции ошибок, негативных последствий: дробление процесса принятия УР по иерархии - иерархический контроль, привлечение узких специалистов, правовые ограничения полномочий отдельных ДЛ, но и узость полномочий. Отриц. последствия: решение получается «мозаикой» из-за прохождения по иерархии, кто ответственный?

  1. бюрократизация процесса принятия. Бюрократия враг как коллегиальных, так и единоличных решений, все строится на процессе согласования (сверху-вниз и обратно, горизонтально)=>длительность, несвоевременность, но и обезличенность УР, в идеале – непредвзятость.

  2. проблема ограниченной рациональности. Нет возможности максимально реализовать общ. потребности из-за бюрократических и финансовых ограничений, невозможности одновременного учета интересов всех заинтересованных.

  3. ОГВ минимизируют транзакционные издержки – однотипность решений, «списывание» с ранее принятых. Желание изначально завысить финан. затраты реализации решений, чтобы выделили как можно больше денег, так как при прохождении всех стадий финансирование от запланированного все равно урежут, непредсказуемость финансового обеспечения.

  4. решения односторонние. Содержание принимаемых решений определяется спецификой ресурсов принуждения у гос-ва: решения направлены на установление норм и санкций за их нарушение (монополия гос-ва на правовой и физический методы). Использование принуждения ведет к сопротивлению как со стороны исполнителей, так и объекта (общество).

  5. решения всегда вынуждены, вторичны и заранее ограничены, даже на уровне През-та (политические ограничения). Трудность в получении огромного массива инфо. Сбор за счет спец. служб (различные аналитические центры при ДЛ, органах власти).

Решение проблем: в гос-ве нет целенаправленной политики, но:

  1. детальный анализ поведения объекта (аналитические центры при ОГВ)

  2. согласование решений с исполнителями и населением (например, технические регламенты обязательно необ-мо согласовывать со специалистами по проектированию, градостроению, проведении публичных слушаний)

  3. создание совещательных структур, решения которых носят больше идеологическую нагрузку, ем обязательно к исполнению (Общественная палата и ее региональные аналоги)

  4. активизация работы с обращениями граждан (02.05.2006 N 59-ФЗ "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

Классический механизм состоит из следующих этапов:

  1. Признание необходимости принятия решения.

    1. Признание сущ-ия проблемы – ее выявление и осознание. Т.е. определение желаемого результата.

    2. Ее интерпретация (последствия решения проблемы, выгоды, кризисная или рутинная проблема).

    3. Ранж-ие проблемы по важности (последствия, срочность, жиз. цикл проблемы, поддержка ее из вне).

  1. Выработка решения.

    1. Определение цели решения.

    2. Установление критериев решения и их разделение.

    3. Разработка альтернативных решений.

    4. Оценка альтернативных решений по установленным критериям. выбирается лучший из вариантов, удовлетворяющий сразу всем (большинству) критериям.

    5. Определение и оценка риска.

    6. Выбор альтернативы.

Билет №12