11.1. Особенности российского федерализма
По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов Российской Федерации), имеющих признаки государства.
В то же время Россия – единое государство, отвечающее следующим признакам: наличие государственного суверенитета, единой территории, правовой системы в масштабах всей страны, общих для всей Федерации органов государственной власти, общегосударственной собственности, единой денежной и кредитной систем, государственного языка – русского, Вооруженных сил, судебной системы, правоохранительных органов, государственных символов – герба, гимна и флага.
Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92 г., который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г.
После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.
В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании Конституции Российской Федерации(ст.71-73); Федеративного договора; договоров между РФ и отдельными субъектами.
Основной принцип разграничения – выделение 3 сфер ведения:
- исключительного ведения РФ;
- совместного ведения РФ и субъектов РФ;
- ведения субъектов РФ.
К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:
- государственного строительства;
- регулирования экономики и социального развития;
- внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
- обороны и охраны границы;
- создания правоохранительных органов и правовой системы;
- метеорологии и статистики;
- государственных наград и почетных званий.
Сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ:
- обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;
- обеспечение законности и правопорядка;
- установление общих принципов организации местного самоуправления;
- природопользование;
- здравоохранение;
- местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;
- подбор кадров судебных и правоохранительных органов;
- адвокатура;
- нотариат;
- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.
Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий.
Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.
Состав Российской Федерации
Российская Федерация состоит из84(до объединения 89) субъектов федерации 6-ти видов: республики в составе РФ; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 21 республика данного вида: Адыгея (Адыгея); Алтай; Башкортостан; Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Кабардино-Балканская; Калмыкия; Карачаево-Черкесская; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Саха (Якутия); Северная Осетия – Алания; Татарстан (Татарстан); Тыва; Удмуртская; Хакасия; Чеченская; Чувашская – Чувашия.
Их главное отличие от иных субъектов Федерации (например, областей) в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.
Республики в составе РФ имеют:
- свою конституцию;
- систему органов государственной власти;
- республиканское гражданство;
- государственную символику;
- привилегии, обусловленные республиканским статусом.
Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, – Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было 5 автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.
Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, ханты и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:
- самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);
- одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей (Тюменской обл., Красноярского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.
Всего автономных округов было 10, а после объединения осталось 4 округа: Ненецкий, Ханты - Мансийский, Ямало - Ненецкий, Чукотский (первые три богаты нефтью и газом).
Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа – соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.
Остальные субъекты Федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население – территориальные образования в составе РФ.
Области (их 46) составляют большинство субъектов Федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта Федерации. Особый вид области – край. Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования – автономные области и автономные округа.
В настоящее время в РФ имеется 9 (было 6) краев – Красноярский, Краснодарский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский, Алтайский, Приморский, Пермский, Читинский.
В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов Российской Федерации.
Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.
Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. В целях совершенствования системы государственного управления в 2000 г. в России помимо существующих субъектов Федерации создано 7 федеральных округов.
Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства. Охарактеризуем основные особенности российского федерализма.
1. Тип федерации – Российскую Федерацию как самое большое и многочисленное в мире федеративное государство можно признать усложненным типом федерации.
2. Принцип построения – сверху вниз: центральные власти РФ провозгласили части государства своими субъектами, т.е. не по воле субъектов, передающих часть полномочий центру, хотя и по их добровольному согласию.
3. Модели федеративно-территориального деления - смешанные. Смешанный принцип построения предполагает как национально-территориальное деление (республики, автономные территории),
так и административно-территориальное (края, области).
Таким образом, в основу РФ положены два противоречащих друг другу принципа: этнический и территориальный.
4. Структура “матрешечная” – означает, что одни ее субъекты входят в состав других. Это создает парадокс - равноправие субъекта в составе другого субъекта (например, автономные округа и автономные области входят в состав краев и областей).
В настоящее время идет процесс укрупнения субъектов РФ, ликвидируется так называемая «матрешечная структура». С 01.12.2005 г. в РФ появился новый субъект федерации – Пермский край, который создан на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которые, соответственно, будут упразднены. В апреле 2006 года состоялся референдум об объединении Усть-ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью. До этого на объединение согласились жители Камчатской области и Корякского АО, Красноярского края, автономных Таймырского и Эвенкийского округов. С 1 марта 2008 г. с карты страны исчезнет Агинский Бурятский АО – вместе с Читинской областью он образует Забайкальский край.
Таким образом, можно сделать вывод, что РФ обладает следующими свойствами:
асимметричность равноправные по Конституции субъекты РФ имеют различный правовой статус: республики, края и т.д. Республики признаются государствами и имеют право создавать свою конституцию, государственный язык и символику (например, Татарстан, Калмыкия, Казахстан, Узбекистан и т.д.). Края, области и города, автономная область и округа — это административно-территориальные образования, которые имеют свой устав и свое законодательство;
сложность внутреннего государственно-политического устройства субъектов РФ;
наличие смешанного конституционно-договорного построения с точки зрения принципов организации федерации могут быть договорные и конституционные. Российская Федерация пошла по пути заключения отдельных дифференцированных договоров с каждым субъектом. Заключение сепаратных договоров между отдельными субъектами не имеет аналогов в мире;
экономическая асимметрия например, из 84 субъектов РФ только 10 являются прибыльными, остальные в разной степени дотационными. Складывается союз регионов-доноров, что грозит диктатом и сокращением перечислений в федеральный бюджет.
Обозначенные особенности федеративного устройства Российской Федерации — асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов Федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов Федерации.
- Введение
- Часть 1. Система государственного управления Тема 1. Содержание системы государственного управления
- 1.1. Предмет государственного управления
- 1.2. Системный характер государственного управления
- Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Государство как общественно-политическая организация
- 2.2. Формы государства и государственное управление
- 1. Формы правления современных государств
- 2. Формы государственного устройства современных государств
- 3. Формы политического (государственного) режима
- Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления
- 3.1. Функции государственного управления
- 3.2. Формы и методы государственного управления
- Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных органов Российской Федерации
- 4.1. Понятие и признаки государственных органов
- 4.2. Система государственных органов
- Тема 5. Институт президентства в рф: конституционно-правовой статус Президента рф
- 5.1. Конституционные полномочия Президента рф
- 5.2. Конституционно-правовой статус Президента рф.
- Тема 6. Законодательная власть в рф. Механизм работы Федерального Собрания
- 6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
- 6.2. Состав и механизм работы Федерального Собрания
- Тема 7. Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 7.2. Структура федеральных органов исполнительной власти.
- Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации
- 8.1. Место судов в системе государственной власти рф
- 8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- Тема 9. Государственные органы особой компетенции
- 9.1. Прокуратура Российской Федерации
- 9.2. Счетная палата рф
- 9.3. Центральный банк рф
- 9.4. Федеральное казначейство
- 9.5. Центральная избирательная комиссия рф
- 9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления
- 10.1. Формирование государственной политики
- 10.2. Механизм реализации государственной политики
- Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации
- 11.1. Особенности российского федерализма
- 11.2. Органы государственной власти субъектов рф
- Тема 12. Законодательный (представительный) орган власти субъекта рф
- 12.2.Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф
- Тема 13. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 13.1 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта рф
- 13.2. Высшее должностное лицо субъекта рф: полномочия, основы статуса
- Тема 14. Государственная региональная политика
- 14.1. Понятие государственной региональной политики
- 14.2. Основные направления государственной региональной политики
- Тема 15. Взаимодействие государственного и муниципального управления
- 15.1. Условия развития местного самоуправления
- 15.2. Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов
- 3.Государственная поддержка местного самоуправления.
- 4.Государственные гарантии прав местного самоуправления
- 5.Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
- Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления
- 16.1. Понятия и система государственной службы в рф
- 16.2. Правовой статус гражданского служащего
- Часть II. Система муниципального управления Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции
- 17.1. Понятие местного самоуправления
- 17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления
- Тема 18. Исторический путь местного самоуправления, возрождение местного самоуправления в России
- 18.1. Возникновение и развитие местного самоуправления
- 18.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 18.3. Самоуправление в России до 1917 года
- 18.4. Самоуправление в ссср
- 18.5. Возрождение местного самоуправления в современный период
- Тема 19. Правовые основы местного самоуправления
- 19.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 19.2. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
- 19.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 20. Территориальные основы местного самоуправления
- 20.1. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 20.2. Новая территориальная организация местного самоуправления
- Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления
- 21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
- 22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
- Обязательные публичные слушания
- Тема 23. Территориальное общественное самоуправление (тос)
- 23.1. Основы территориального общественного самоуправления
- 23.2. Предметы ведения и функции тос
- Тема 24. Организационные основы местного самоуправления
- 24.1. Понятие и модели построения муниципальной власти
- 24.2. Состав и организация деятельности органов местного самоуправления
- Тема 25. Муниципальная служба и ее правовая регламентация
- 25.1. Понятие и принципы муниципальной службы
- Основные признаки муниципальной службы
- 25.2. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Тема 26. Экономические основы местного самоуправления
- 26.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
- 26.2.Муниципальная собственность в системе местного самоуправления
- Тема 27. Финансы местного самоуправления
- 27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов
- 27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов
- 27.3. Расходы местных бюджетов
- Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 28.2.Ответственность перед населением
- 28.3. Ответственность перед государством
- 28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами
- Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
- 29.1. Понятие и основные виды планирования
- 29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге
- Словарь терминов и понятий
- Библиографический список
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «Система государственного и муниципального управления» Часть 1. Система государственного управления
- Часть 2. Система местного самоуправления
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19
- 620002, Екатеринбург, Мира, 19