logo search
Учебник(система ГМУ) с таблицами

11.1. Особенности российского федерализма

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов Российской Федерации), имеющих признаки государства.

В то же время Россия – единое государство, отвечающее следующим признакам: наличие государственного суверенитета, единой территории, правовой системы в масштабах всей страны, общих для всей Федерации органов государственной власти, общегосударственной собственности, единой денежной и кредитной систем, государственного языка – русского, Вооруженных сил, судебной системы, правоохранительных органов, государственных символов – герба, гимна и флага.

Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92 г., который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г.

После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании Конституции Российской Федерации(ст.71-73); Федеративного договора; договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения – выделение 3 сфер ведения:

- исключительного ведения РФ;

- совместного ведения РФ и субъектов РФ;

- ведения субъектов РФ.

К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:

- государственного строительства;

- регулирования экономики и социального развития;

- внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

- обороны и охраны границы;

- создания правоохранительных органов и правовой системы;

- метеорологии и статистики;

- государственных наград и почетных званий.

Сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ:

- обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;

- обеспечение законности и правопорядка;

- установление общих принципов организации местного самоуправления;

- природопользование;

- здравоохранение;

- местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;

- подбор кадров судебных и правоохранительных органов;

- адвокатура;

- нотариат;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.

Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий.

Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.

Состав Российской Федерации

Российская Федерация состоит из84(до объединения 89) субъектов федерации 6-ти видов: республики в составе РФ; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 21 республика данного вида: Адыгея (Адыгея); Алтай; Башкортостан; Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Кабардино-Балканская; Калмыкия; Карачаево-Черкесская; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Саха (Якутия); Северная Осетия – Алания; Татарстан (Татарстан); Тыва; Удмуртская; Хакасия; Чеченская; Чувашская – Чувашия.

Их главное отличие от иных субъектов Федерации (например, областей) в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

Республики в составе РФ имеют:

- свою конституцию;

- систему органов государственной власти;

- республиканское гражданство;

- государственную символику;

- привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, – Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было 5 автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, ханты и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

- самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);

- одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей (Тюменской обл., Красноярского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.

Всего автономных округов было 10, а после объединения осталось 4 округа: Ненецкий, Ханты - Мансийский, Ямало - Ненецкий, Чукотский (первые три богаты нефтью и газом).

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа – соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты Федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население – территориальные образования в составе РФ.

Области (их 46) составляют большинство субъектов Федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта Федерации. Особый вид области – край. Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования – автономные области и автономные округа.

В настоящее время в РФ имеется 9 (было 6) краев – Красноярский, Краснодарский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский, Алтайский, Приморский, Пермский, Читинский.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов Российской Федерации.

Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. В целях совершенствования системы государственного управления в 2000 г. в России помимо существующих субъектов Федерации создано 7 федеральных округов.

Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства. Охарактеризуем основные особенности российского федерализма.

1. Тип федерации – Российскую Федерацию как самое большое и многочисленное в мире федеративное государство можно признать усложненным типом федерации.

2. Принцип построения – сверху вниз: центральные власти РФ провозгласили части государства своими субъектами, т.е. не по воле субъектов, передающих часть полномочий центру, хотя и по их добровольному согласию.

3. Модели федеративно-территориального деления - смешанные. Смешанный принцип построения предполагает как национально-территориальное деление (республики, автономные территории),

так и административно-территориальное (края, области).

Таким образом, в основу РФ положены два противоречащих друг другу принципа: этнический и территориальный.

4. Структура “матрешечная”означает, что одни ее субъекты входят в состав других. Это создает парадокс - равноправие субъекта в составе другого субъекта (например, автономные округа и автономные области входят в состав краев и областей).

В настоящее время идет процесс укрупнения субъектов РФ, ликвидируется так называемая «матрешечная структура». С 01.12.2005 г. в РФ появился новый субъект федерации – Пермский край, который создан на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которые, соответственно, будут упразднены. В апреле 2006 года состоялся референдум об объединении Усть-ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью. До этого на объединение согласились жители Камчатской области и Корякского АО, Красноярского края, автономных Таймырского и Эвенкийского округов. С 1 марта 2008 г. с карты страны исчезнет Агинский Бурятский АО – вместе с Читинской областью он образует Забайкальский край.

Таким образом, можно сделать вывод, что РФ обладает следующими свойствами:

Обозначенные особенности федеративного устройства Российской Федерации — асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов Федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов Федерации.