logo search
УМПок

10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции

Политические

партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества.

Возникновение института многопартийности — один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной степени свидетельствуют об эффективности политической системы общества, являются важными факторами укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Классически временем возникновения политических партий считается XIX в., когда в Англии, Франции, США, а затем и других странах появляются включенные в политическую систему представительской демократии официально зарегистрированные политические партии. Для России таким временем стало первое десятилетие XX в.

Наиболее общее определение партии следующее: это политическая общественная организация, которая борется за участие в осуществлении власти.

Можно отметить, что партия — в наибольшей степени политизированный институт гражданского общества, одна из его пограничных структур, стоящая на рубеже между первым и третьим секторами, ставящая своей задачей не только получение отклика государственной власти на свои требования (как иные группы интересов), но и проникновение во власть.

Следует согласиться с определением Кеннета Джанды: «Партия — это общественное объединение, которое ставит целью продвижение своих официальных представителей на посты в структурах государственной власти»84.

Концентрированная функциональность партии заключается:

— в артикулировании и агрегировании политических интересов той или иной социальной группы;

— мобилизации своих сторонников и их ориентации на конкретные цели или абстрактные ценности;

— отборе и ротации кадров, составляющих как элиту данной партии, так и источник рекрутирования политической элиты государства;

— выдвижении альтернативных правительству программ развития общества.

Однако партия, как правило, не инкорпорируется непосредственно в систему государственной власти85 и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства.

Следовательно, за рамки понятия «политическая партия» выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений.

Недавно доминировавшее представление о партии как политической организации, выражающей интересы общественного класса или его слоя, сегодня не отражает сущности партий. Большинство партий не акцентируют свою принадлежность к определенной социальной группе. Другое дело, что каждая партия имеет свою социальную базу и выражает политические интересы определенной социальной группы или претендует на это.

Интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строгое разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы.

Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» также выводятся многочисленные карликовые организации, которые претендуют на активное участие в политической жизни, но не могут реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.

Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень политической культуры как всего общества, так и государственной элиты. Прежде всего общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, а быть именно гражданским — с дифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. Со своей стороны государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть.